№ 63

1590 г. февраля 22. — Из письма турецкого султана Мурата III польскому королю Сигизмунду III Вазе о походах казаков в Молдавию с требованием разгромить казаков [191]

Перевод с латинского

... Вот уже шесть или семь лет, в то время как мы ведем войну с персами, ваши казаки, вторгаясь в наши владения, граничащие с вашими землями, выжгли наши крепости Белгород, Тигину и Одь, мусульман, наших подданных, уничтожили мечом, и многих их жен, сыновей и дочерей увели в плен, угнали также вьючных животных и скот, а вещи, домашнюю утварь и все имущество обратили в добычу 185. Когда мы сообщили вам об этом и нашим письмом просили, чтобы казаки были обузданы, вы ответили, что эти преступники вам не подчиняются, о них вам неизвестно, а найти и наказать их вы не можете 186. Из этого вашего сообщения явствует, что вы никогда не желали возобновления существовавшего между нами договора и сохранения оговоренного договором порядка вещей, а разбойникам дали позволение на всякие злодеяния в надежде, что наше войско в глубине Персии потерпело поражение и уничтожено. Мы же знаем, откуда эти злодеи пришли, и кому подчиняются, и куда идут, и куда доставили и где скрывают добычу и пленных мусульман.

Все это сообщено и изложено вашим людям, прибывшим с вашим послом, и мы решительно заявляем, что между нами существует договор и мы не желаем пункты старого договора с вами возобновлять 187 и утверждать новый договор, прежде чем разрушенные этими злодеями крепости вы не восстановите и не приведете в прежний вид, а мусульман с женами, сыновьями и дочерьми всех до единого не разыщите и найдете, где бы они ни были. Сделавши [192] это, водворите на свои прежние места вьючных животных, скот, вещи, домашнюю утварь и все их имущество, возвратите и все оружие и орудия, увезенные из наших крепостей на территорию его величества. В удовлетворение за убитых вашими разбойниками мусульман ежегодно будете платить дань в сто мер аспр. Разбойников-казаков, нарушителей договора, эти злодеяния учинивших, разыщите и всех до одного уничтожьте, чтобы о них и памяти не осталось и чтобы никогда и помину их имен не было.

Дано в Константинополе 22 февраля года христианского 1590, магометанского 990, двенадцатого месяца Ребииул Ахир.

Hurmuzaki, v. XI, p. 736.


Комментарии

185. Из публикуемого письма ясно, что многочисленные походы казаков и турецкие райи в Молдавии были направлены именно против турок («мусульман, наших подданных»), и, следовательно, содействовали ослаблению в Молдавии иноземного ига. В письме говорится о каком-то большом походе в 1582 или 1583 гг., когда были совершены крупные походы казаков, но походы совершались и в последующие годы.

186. Польский король Сигизмунд III Ваза (1587-1632 гг.) в письме от 6 апреля 1590 г. к великому визирю отрицал причастность Польши к походам казаков. Король обещал сурово наказывать «разбойников» и предложил сохранять мирные отношения (Hurmuzaki, v. III/1, рр. 739-740).

187. Походы казаков были одной из причин обострения польско-турецких отношений. Они доставляли много забот турецкому правительству. В частности, казаки перехватывали молдавский скот, предназначенный для Константинополя. Имперский агент Пеззен сообщал в Вену слова великого визиря: «Всякий раз, когда дело касается овец и быков, предназначенных для отправки в Константинополь, указанные овцы и быки и иной вьючный скот оказываются угнанными казаками в Польшу (имеется в виду Украина. — Сост.). Земли султана, находящиеся у границ с Польшей, лишены населения и разорены... миру не быть, покуда те очаковские поля не станут вновь султанскими и разбойники, пребывающие в тех местах, не будут изгнаны, чтобы даже имена их были забыты» (Hurmuzaki, v. XI, р. 737).