№ 57

1579 г. апреля 7. — Жалованная грамота молдавского господаря Петра Хромого постельнику Андрею на виноградники с упоминанием о соратниках Ивана Подковы и Александра

+ Петръ воевода, божиею милостию господаръ земли Молдавской. Оже истинный наш верен Андрею постельник служил нам право и верно, ино ми, видевше его правою службу до нас, жаловали есми (В рукописи: естми) его особною нашею милости[ю] (В рукописи: милости) и дали и помиловали есми его от нас, у нашей земли оу Молдавской, с 3 фалчи и с 18 жерди и за виногради у тръг Котнар, что у гору Цундубрик, между Машко и между одни виногради, иже бил дръжал (В рукописи: дръжил) пану Яни вистерник. Что тии виногради прежде от сия время били княгини Мюнесъ, а от Мюнес они купили их, Богдан воеводи [176] и с мати его Роксанда, и дадошю их Василиеви Бюлцатул бив логофет, коли дали по него кинежна, сестра Богдана воеводи. Ино господству им еще съм (В рукописи: се) дал тии виногради Бълцатула логофета 174. А он не служил господству ми съ верностию, ню побег от господству им и кланяшесте тому лотру Крецул и изидоше из земле господству ми. И не било ему доволно (В рукописи: доволну), елико зло сътворил с Крецул, ню въездвизаашеся и съ Иван, брат Крецул 175, и приехали с многих лотрове къзачи, яко же и они били над господствами и над землею господству ми. Таже доволно зло сътворили землею господству ми. Ню господ бо еще не оставил их бити по волю им, ню покорилъ их под меч господству ми, и сам Бюлцатул загиб с тих лотри.

Тем ради вьзех господству ми тоти виногради ради лъкавство его и пак помиловах господству ми с них на наш верен Андрею постелник, почто служил господству ми с правдою и с верностию, другое, почто дал господству ми ради тоти виногради и 6000 аспри, въ тою время, коли било теготно землею господству ми ради тих лотри къзачи, иже он принесе над господству ми и над земле господству ми.

Тем ради како да ест нашему верному пану Андрею постелник тоти виногради, иже више пишем, от господству ми съ въсем доходом не порушено николи же навеки ему, и детем ему, и въсему роду ему.

А по нашим животе аще се покусит некто разорити сие токмалу и даание господству ми, тот да бъдет непрощен от господа бога и от 318 отцом, иже въ Никеи, от въсех сватих, иже от века богу угодивших, и част его да бъдет [съ] (В рукописи пропущено) Иудою и съ тръклетом Арию и съ въсями (В рукописи: весями) неверними иудеие, иже възъпишю на Христа бога: кръв его на них и на чадех их, и [же] (В рукописи: и) ест и бъдет в сей век и в бъдъщим веци, амии.

Писан у Яши, лето 7083 (Дата подлинника ошибочна. См. прим,. 175) априлие 7.

+ Сам господинъ учил.

+ Мургу вел дворник учил.

+ Рошка.

Arhirele Statului Bucuresti, Manastirea Pangarati, III, 2. Подлинник на бумаге, с малой несохранившейся восковой печатью.

Перевод на рум. яз. опубл.: «Documente, privind istoria Rominiei», v. XVI. A. Moldova, v. III, Bucuresti, 1951, pp. 94-95.


Комментарии

174. Речь идет о логофете Василии Балцату, который служил Ивану Подкове (Крецулу, как говорится в документе), а потом Александру. Погиб в борьбе с турецкими войсками Даудбека (см. док. № 52). В документе от 11 марта 1586 г. упоминаются еще два боярина, братья Семен и Григорий, воевавшие вместе с казаками. Их село Климэуцы господарь передал логофету Андрею. Эти братья «...бежали в Польскую землю к казакам, и оттуда они отправились с некиим вором-господарчиком по имени Петр (Петр — «сын Александра», ходил в Молдавию с казаками летом 1578 г. — Сост.) и пришли с оружием против меня и моей страны. А в это время моя светлость, услышав об их приходе в земли моей светлости, собрал войска и пошел им навстречу к Сорокам. Они же, услышав о приходе моей светлости, бросились бежать назад. Но упомянутого господарчика Петра мои солдаты догнали и взяли живым его и вышеназванных Семена и его брата Григория и привели их ко мне.. И там моя светлость убил их, как врагов моих и всей земли моей» («Documente privind istoria Rominiei», v. XVI. A. Moldova, v. III. Bucuresti, 1951, pp. 306-309).

Этот документ служит еще одним подтверждением, что в борьбе с господарями — турецкими ставленниками на стороне казаков воевали не только молдаване из социальных низов, но и отдельные представители господствующих классов.

175. Ошибка; Василий Балцату после ареста Ивана Подковы воевал в отряде Александра («брата» Ивана Подковы), сведений об Иване, «брате» Ивана Подковы, у нас не имеется. Намеки на борьбу с претендентом Крецулом и с братом его Иваном, а также то, что Мургу был великим ворником с конца 1577 до ноября 1579 г., дают нам основание датировать документ 1579 г., а не 1575 г., как ошибочно проставлено в подлиннике.