№ 42

1559 г. мая 11. — Из наказной памяти русскому послу в Польшу Р. М. Пивову о Дмитрии Вишневецком

... (Опущено начало документа о ведении русско-польских переговоров по поводу порубежных конфликтов и «обидных дел») А нечто вспросят про Вишневетцкого 134, чем его князь великий пожаловал, и где он ныне. И Роману говорити. Государь наш пожаловал его великим своим жалованьем, денгами и платьем, дал ему на приезде с десять тысячь рублев; да пожаловал его дал ему в вотчину город Белев со всем, как было за Белевскими князми, да к тому ж дал ему многие села под Москвою; а он государю нашему крест целовал, что ему государю нашему служити правдою и до своей смерти. А ныне государь наш послал его на свою, службу на Дон и с ним послал многих людей, болши тритцати тысячь, и велел ему с Дону приходити в Перекоп и промышляти своим делом, как пригоже.

А молвят: Вишневетцкой не одного израдил. И Роману говорити. Государь верит всякого человека душе: целовал князь [124] Дмитрей крест, что ему служити государю нашему правдою и неотступну от него быти никуды и до своего живота, и через тое правду что зделает, то ведает его душа.

Сб. РИО, т. 59, стр. 585.


Комментарии

134. Князь Дмитрий Вишневецкий — крупный украинский феодал, пытавшийся подчинить себе запорожских казаков (см. В. А. Голобуцкий. Запорожское казачество. Киев, 1957, стр. 72-77), завоевал большую популярность как руководитель антитурецкой и антитатарской борьбы.

Около 1556 г. «отъехал» от польского короля и перешел на русскую службу (Сб. РИО, т. 59, стр. 530-531, 541-543; ПСРЛ, т. XIII, ч. 1, стр. 281 и 288), где возглавлял походы на крымских татар (Сб. РИО, т. 59, стр. 585). В 1561 г. изменил русскому царю и вновь перешел на службу к польскому королю, от которого получил грамоту об амнистии («Архив Юго-Западной России», ч. 1, т. II. Киев, 1864, стр. 149, 155).

В 1563 г. Д. Вишневецкий сделал попытку занять молдавский престол, для чего с отрядом казаков вступил в Молдавию. Стефан Томша, боровшийся в то время под Сучавой с Иоанном Деспотом, напал на отряд Вишневецкого и разгромил его. Имеются сведения, что Д. Вишневецкий обосновывал претензии на молдавский престол своим происхождением от киевских князей Олельковичей, из дома которых была Евдокия — первая жена молдавского господаря Стефана III (N. Iоrga. Legaturile Romanilor eu Rusii apuseni si cu teritoriul zis Ucrainean. — «Analele Academiei Romane», seria II, v. XXXVIII. Bucuresti, 1916, p. 753).

Молдавский летописец Азарий, современник событий, писал о походе Вишневецкого в Молдавию: «Тогда иснаходивше предреченый Доумитрашко, ведете съ собою множество воин вооруженных, мужий исикарне, и той хоте власти преятие. Христианом же отовсюду печаль бе. Обаче же бога на помощь призваша и оставлеше града и крепце ополчаахуся, изыдоша же противу и темъ, и бысть рат у мосте Верчиканом, на Серете. Побеждени же быша врази и посечени, и кровна напоена сотвориш поле темь, и земля прикрывь явлъашуся трупиамь настлану убиеных, конечне и самого Доумитрашка оухвашен быст и иже съ ним мнози живы, и связани отслани быт до царюущим града, к самодержцем Сулиимом. И тамо Димитрие лютуя испивь чашу смеръти, прочие же в работу осуждени быша» («Cronicile slavo-romine din sec. XV-XVI», p. 133).

Молдавский летописец XVII века Г. Уреке, ссылаясь на польских авторов, рассказывает о предварительных переговорах Д. Вишневецкого с молдавскими боярами, о том, что бояре призывали его быстрее прийти в Молдавию и без больших военных сил, «чтобы могли ему передать престол без войны, и что Вишневецкий вошел в Молдавию, имея с собой всего 500 воинов» (Ureche, р. 169). В летописи подробно описан поход Вишневецкого в Молдавию и его казнь в Константинополе (Ibid., pp. 169-174).