№ 23

1500 г. августа 11. — Из наказа русскому послу в Крым И. Г. Мамонову с указанием добиваться пропуска через Крым русского посла в Молдавию И. Нардукова и обратно

... (Опущено начало документа о русско-крымских и русско-литовских отношениях) Князь велики велел тебе го[во]рити. Послал есми к волошскому воеводе к Стефану своего диака земскаго Микиту 72, а с ним послал есми к воеводе его человека Петра 73. И ты бы с ними послал своих людей нас для, а велел бы еси их допровадити до Стефана, воеводы волошского. Также и назад к нам поедет тот наш диак Никита, и кого к нам пошлет своего человека Стефан воевода с ним вместе, и ты бы их велел допровадити, нас для 74.

ЦГАДА, ф. 123, кн. 2, лл. 65 об. — 66. Копия.

Опубл.: Сб. РИО, т. 41, стр. 316.


Комментарии

72. Иван III придавал большое значение посольству Никиты Нардукова, о чем свидетельствуют и неоднократные наказы (29 сентября и 7 октября 1500 г.) И. Г. Мамонову добиться у крымского хана пропуска посла Никиты Нардукова в Молдавию (Сб. РИО, т. 41, стр. 326, 338). Никита Нардуков благополучно прибыл в Молдавию (см. док. № 24).

73. О молдавском после Петре русские летописи ничего не сообщают.

74. На обратном пути из Молдавии Никита Нардуков погиб. В наказе послу Ивана III А. Я. Голохвастову к каффинскому султану Махмету по поводу бесчинств азовцев, грабивших русских послов и торговых людей, между прочим, говорилось: «А которого были есмя своего посла послали к Стефану, воеводе волошскому, Миките Нардукову, и они того нашего посла Микиту убили» (Сб. РИО, т. 41, стр. 399-400).