№ 21

1498 г. апреля 29. — Из наказа русскому послу в Крыму Б. В. Челищеву с указанием добиваться пропуска через Крым русского посла в Молдавию Федора Алексеева (Аксентьева)

Память Борису. Говорити ему царю, чтобы Федца, не издержав, отпустил к Волохом, а послал бы с ним своих людей проводити его до Волох 70, а Борису дожидати Федца из Волох туто в Перекопи. А учнет царь Бориса отпущати, не дождав Федца из Волохи, ему не ехати, а говорити ему царю: государь мой, господине, велел мне здесе у тебя дожидати своего посла из Волох 71... (Опущено окончание документа о русско-крымских и русско-литовских отношениях)

ЦГАДА, ф. 123, кн. 1, лл. 271-271 об. Копия.

О публ.: Сб. РИО, т. 41, стр. 252.


Комментарии

70. Б. В. Челищев получил наказ сказать в своих посольских речах Менгли-Гирею следующее; «Послали есмя до Стефана, воеводы волошского, посла своего Федора Алексеева; и ты бы того нашего посла велел проводити своим людем до Стефана, воеводы волошского, нас для; также и назад от Стефана воеводы тот наш посол к нам пойдет, и которые воеводины люди с ним к нам пойдут, и ты бы их велел проводити, нас для, докуды будет пригож, как бы до нас дошли» (Сб. РИО, т. 41, стр. 250-251). Как отмечает К. В. Базилевич, в источниках не указаны поручения, которые были даны русскому послу Федору Алексееву (Аксентьеву). В результате анализа переписки между Менгли-Гиреем и Иваном III К. В. Базилевич сделал обоснованное предположение, что Федору Алексееву предстояло урегулировать недоразумения, возникшие между Менгли-Гиреем и Стефаном III (см. Базилевич, стр. 427-428).

71. В челобитной Б. В. Челищева, доставленной в Москву 19 августа 1498 г., сообщалось, что Федор Алексеев отпущен в Молдавию «за неделю до Петрова дня» (т. е. 24 июня) и с ним хан отправил своих людей «к Волохом Федца проводити, да назад, государь, им же велел проводити» (Сб. РИО, т. 41, стр. 255). Московскому послу хан поручил объяснить Стефану III действия Менгли-Гирея во время польско-литовского нашествия 1497 г., сообщить господарю, что во исполнение его просьбы хан срочно направил своего человека к туркам. В случае, если Стефан III направит в Москву посольство, хан наказывал Ф. Алексееву взять его «на свои руки, и яз его велю проводити с тобою к брату к своему к великому князю». Наконец, посол должен был довести до сведения Стефана III о переговорах Менгли-Гирея с послами польского короля и великого князя литовского, предложивших хану совместный поход против Молдавии. Это предложение Менгли-Гирей решительно отверг, заявив, что в случае нападения врагов он выступит вместе со Стефаном III (там же, стр. 256-257).