№ 18

1496 г. мая 19. — Из записи речей русского посла в Литву М. С. Еропкина о союзе молдавского господаря Стефана III с Россией и Литвой и о пропуске через Литву русского посла в Молдавию И. И. Ощерина

... (Опущено начало документа с поздравительными речами посла и начало посольской речи о русско-турецких отношениях) Государь наш велел тебе говорити. Стефан, воевода волошский, с нами в свойстве и в одиначстве; и мы посылали к нему посла своего Тимофея Петровича Замытцкого 55, объявляючи то, что мы с тобою, с своим братом, в любви и докончанье и в свойстве есмя с тобою учинилися. И Стефан воевода ныне наказал к нам с нашим послом да и с своим послом 56, чтобы ему с тобою, с нашым братом, быти в миру и в докончянье. И мы и наперед сего к тебе, к своему брату, наказывали, что есмя [с] Стефаном с воеводою еще при отце твоем при короле в свойстве и в одиначстве; и тебе бы, брату нашему, Стефан воевода таков же был, как и нам: другу бы нашему друг был, а недругу недруг. И мы и ныне к тебе наказываем, памятую чи на свое докончанье (См. прим. 51), как межы нас с тобою записано, и хотим того, кто нам друг, тот бы и тебе был друг. И ты бы, брате, ныне с Стефаном с воеводою был в миру и в докончянье, а Стефан бы воевода тебе таков же был, как и нам: другу бы нашему друг, а недругу недруг 57.

Государь наш велел тебе говорити. Приказывал есми к тебе с своим дияком с Ондреем с Майком (См. док. № 17), чтобы еси дал путь нашему послу Михайлу Васильевичю Кутузову через свою землю до Волох, также и от Волох Стефанову воеводину послу до нас; и ты к нам и отказал с нашым дияком с Ондреем, что еси дал путь тем нашим послом через свою землю. И мы ныне шлем до Стефана, воеводы волошского, своего посла Ивана Ивановича Ощерина; и ты бы тому нашему послу дал путь и пристава через свою землю до Стефана, воеводы волошского 58, и также кого к нам пошлет Стефан, воевода волошский, своего посла с нашым послом, или опроче нашего посла, и ты бы Стефанову послу дал путь через свою землю до нашые земли 59... (Опущено окончание посольской речи о русско-турецких отношениях)

ЦГАДА, ф. 79, кн. 1, лл. 284-284 об. Копия.

Опубл.: Сб. РИО, т. 35, стр. 221.


Комментарии

55. О посольстве Т. П. Замытского в Молдавию ни актовые, ни летописные материалы до нас не дошли.

56. Об упомянутом посольстве Стефана III русские летописи не сообщают.

57. Ответ Александра на призыв быть в мире с Менгли-Гиреем и Стефаном III содержит обвинения последних в «шкодах», причиненных его государству (Сб. РИО, т. 35, стр. 225).

58. Разрешение на проезд через Литовские земли русскому и молдавскому послам было дано (Сб. РИО, т. 35, стр. 225).

59. О посольстве И. И. Ощерина в Молдавию сохранились пространные летописные записи. Так, в Львовской летописи содержится следующее описание: «В лета 7005 июня посылал князь великый посла своего к Степану воеводе в Волохи Ивана Ощерина да Луку волошанина; они же шедше, посольство правив, отпущени быша к Москве. И на пути, под Теребовлем пришед, пограби их Япанча солтан, крымского царя сын, с казакы своими; они же възвратишася к Степану воеводе. Стефан же воевода послал о том посла к крымскому царю Мин-Гирею; царь же крымской повелел своим князем и казаком обыскати и пограбленое отдати. Они же, сыскав, мало отслаша, а болшы изгибе. И приидошя на Москву лета 7005 августа, а с ними прииде посол из Волох Иван Питарь; и отпусти его князь великый сентября 3» (ПСРЛ, т. XX, ч. 1, стр. 364-365). Идентичный текст в Софийской I и Воскресенской летописях (ПСРЛ, т. VI, стр. 41; т. VIII, стр. 232-233).

В грамоте от 2 ноября 1497 г. Иван III выразил Менгли-Гирею недовольство ограблением Ивана Ощерина. «И тот наш посол ныне к нам приехал и сказывал нам, что зимусь твои люди его пограбили, которые ходили воевати Ляцкие земли, да и волошского посла с ним пограбили, что ни было у них их рухляди, да и кони и платье, то у них все взяли, а сами от них толко головами поутекали. И Стефан воевода о том грабеже и посылал к тебе; и ты иное невеликое сыскав, да и отдал, а болшей грабежь весь и ныне у твоих людей» (Сб. РИО, т. 41, стр. 240). В апреле 1500 г. Иван III снова выразил Менгли-Гирею недовольство удержанием награбленного у И. И. Ощерина добра (там же, стр. 304).