№ 14

1493 г. не позднее октября. * — Челобитная русского посла в Молдавии И. А. Плещеева-Субботы в. кн. Ивану III об ограблении русского и молдавского послов при возвращении в Москву

(* Датируется по времени прибытия челобитной в Москву)

Государю великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии холоп твой, господине, Иванец Субота 41 челом бьет.

Отпустил был, господине, нас воевода (См. прим. 9) к тебе, ко государю, да и своего, господине, посла Костю дьака 42 да Шандра 43 с ним послал был с нами. И мы, господине, пришли были под новой городок ко царю на перевоз, да не дошли есмя, господине, до Днепра, и пришли, господине, на нас по грехом черкасци ночи люди многие, да нас, господине, потоптали и пограбили, а мы, господине, головами своими отошли пешы и наги. А Беляка 44, господине, у нас [70] убили да и нашых людей. А воеводин, господине, посол воротился оттоле, а мы, господине, ко царю приволоклися пешы, а нынечя, господине, волочемся со царем, а инуды нам, господине, дороги нет никуды, надеемся, господине, на царя, ялся нами промишляти 45.

А яз тебе, своему государю, холоп твой, челом бью.

ЦГАДА, ф. 123, кн. 1, л. 205. Копия.

Опубл.: Сб. РИО, т. 41, стр. 195.


Комментарии

41. Плещеев-Суббота Иван Андреевич — боярин, посол Ивана III к Стефану III, отправился из Москвы в Крым 30 августа 1492 г. вместе с великокняжеским послом к Менгли-Гирею К. Г. Заболотским (Сб. РИО, т. 41, стр. 156). В Воскресенской летописи записано: «В лето 7001, сентября послал князь велики в Крым к царю Мингирею крымскому посла своего Костянтина Заболотцкого, а в Волохи послал Ивана Ондреевича Плещеева» (ПСРЛ, т. VIII, стр. 225).

42. Костя — дьяк молдавской господарской канцелярии, неоднократный посол Стефана III в Литву и Москву (Bogdan, v. II, pp. 409, 447, 449).

43. Шандру — впоследствии дьяк молдавской господарской канцелярии, посол Стефана III в Москву (Bogdan, v. II, pp. 409, 455).

44. Беляк, Адашев сын — татарин, гонец в. кн. Ивана III в Крым.

45. Еще до получения публикуемой челобитной Ивану III стало известно о злоключениях Субботы. 1 сентября 1493 г. Менгли-Гирей сообщил Ивану III, что «Субота, слуга твой, ехал из черкасьского городка, казаки потоптали, все поймали, пеши остали, к тебе есми не смог отпустити; хотел к Стефану воеводе воротитись, и яз не пустил и конна нарядив и одетно с Костянтином (Заболотским. — Сост.) с божиею милостью» (Сб. РИО, т. 41, стр. 194).

Иван Суббота возвратился в Москву с К. Г. Заболотским в октябре 1493 г. (там же, стр. 195). Воскресенская летопись так запечатлела это событие: «Тое же осени, октября, прииде из Волох Иван Андреевич Субота Плещеева, а ис Крыму Костянтин Заболоцкой; а шли нолем, и грабили их на поле татарове ординские казаки» (ПСРЛ, т. VIII, стр. 227).

После возвращения Субботы грамотой от 11 октября 1496 г. Иван III просил Менгли-Гирея награбленное у Субботы имущество возвратить брату Субботы — Михаилу Иванову (Сб.РИО, т.41, стр. 226). Свое требование Иван III повторил 2 ноября 1497 г. (там же, стр. 240).

Прибывшие в Москву 19 августа 1498 г. ханские послы сообщили, что часть имущества была возвращена (там же, стр. 254). В апреле 1500 г. Иван III, выражая Менгли-Гирею свое возмущение ограблением Субботы, добавлял, что это не единичный факт, ибо «опосле того шол наш посол от волошского от Стефана воеводы Иван Ощерин, и твои люди в Лятцкой земле его пограбили, и ты тот грабеж наших послов и ялся отдати, да и до сех мест того грабежу не велишь отдати, одну еси Михаилу (Иванову, брату И. Субботы. — Сост.) чарку и лошадь отдал, а иное все и ныне у тебя» (там же, стр. 304).