№ 13

1492 г. октября 27. — Из грамоты русского посла в Крыму И. А. Лобана-Колычева в. кн. Ивану III о заключении соглашения между молдавским господарем Стефаном III и крымским ханом Менгли-Гиреем

... (Опущено начало документа о русско-крымских отношениях) А наперед тово, государь, от Степана от воеводы приходил ко царю (См. прим. 14) посол Митя Гомза 36, а речи ево царю таковы: о любви и о дружбе, и о суседстве, и о одиначстве, другу его быти другом, а недругу его быти недругом, а на короля 37 и на Ахматовых детей 38 заодин. И царь ему на том и шерть дал, что быти с ним заодин; а отпустил к нему с его человеком вместе своего посла Казимира 39, а Казимиру, государь, там Степана привести к целованью на том: другу цареву другом быти, а недругу — недругом, а на короля и на Ахматовых детей заодин быти. Да Казимиру же, государь, взяти у Степана из лутчих людей з четырех человек одново да привести ко царю на укрепленье: коли царь сядет на конь да пойдет на которово недруга, и Степану со [69] царем вместе пойти на царева и на своево недруга; а которыми делы Степану будут каковы не досуги, а царь, где ни пойдет на недруга, и Степану тогды послати со царем своих людей 40 ... (Опущено окончание документа с вестями из Турции)

ЦГАДА, ф. 123, кн. 1, лл. 173 об. 174. Копия.

Опубл.: Уляницкий, стр. 122, Сб. РИО, т. 41, стр. 166.


Комментарии

36. О прибытии в Крым молдавского посольства Менгли-Гирей сообщал в. кн. Ивану III еще 10 мая 1492 г.: «Стефан воевода к нам посла прислал, другу друг есми, а недругу недруг есми молвил; велми межи нас сердца наши сластны, так ведай» (Сб. РИО, т. 41, стр. 151).

37. Имеется в виду польский король Ян-Альбрехт (1492-1501 гг.).

38. Ахматовы дети — наследники золотоордынского хана Ахмата, общие враги Ивана III и Менгли-Гирея.

39. Имеется в виду посол Менгли-Гирея, отправленный в Молдавию для заключения союза с Стефаном III. 6 сентября 1492 г. Менгли-Гирей известил Ивана III об отправке своего посла (Сб. РИО, т. 41, стр. 168).

40. В ярлыке от 6 сентября 1492 г. Менгли-Гирей сообщил Ивану III: «От свата твоего от Степана от воеводы послы приходили о твоем деле, добре крепко смирилися есмя: Орда пойдет — с нами за один недружба учинити, вместе стоя; а с королем заратимся — с нами заодин королю недружба учинити, правда и шерть учинилася. Да болшово своего посла Казимира к Стефану воеводе послал есми, так ведай» (Сб. РИО, т. 41, стр. 168). В грамоте, привезенной в Москву в начале января 1493 г., Менгли-Гирей сообщал дополнительные сведения о молдавско-крымском союзе: «А с Степаном с воеводою добрые наши люди ездили и говорили, заодин будучи, королевой отчине недружба бы довести. Се дела тебя деля, брата своего, делая хожу... И поезду нашему толк то: к Стефану воеводе Казимера послал есми; и Стефан воевода болшого своего посла, прикошевав, отпустил. И ещо Степан воеводино слово взяти ждали есмя, так бы еси ведал» (Сб. РИО, т. 41, стр. 172).