№ 11

1490 г. февраля 18. — Из записи речей русского посла в Польше М. Зворыки с просьбой о пропуске через Польшу русского посла в Молдавию и ответ польского короля Казимира

... (Опущено начало документа с предписанием, как править посольство и поклоны польскому королю Казимиру от в. кн. Ивана III) От великого князя Ивана Васильевича Казимиру, королю полскому и великому князю литовскому.

Послали есмя до тебя своего сына боярьского Михаила, и что от нас учнет тебе говорити, и ты бы ему верил, то есть наши речи.

А писан на Москве месяца февраля 18.

А после того речь говорити.

Князь велики повестует. Присылал к нам Стефан, воевода волошский, своего посла 30, объявляя нам свою радость, что хочет своего сына Александра женити. И мы к нему на его радость послали с поминки своего сына боярского Прокофья Зиновьева, и ты бы нас для тому нашему сыну боярьскому дал лист свой и пристава по своей земле до Стефана, воеводы волошского, да и к нам от Стефана воеводы.

А се ответ королев. Што еси нам правил посолство от великого князя, мы твоему посолству зрозумели. Князь велики к нам всказал, жадая нас, ажбыхмо его посла пропустили через нашу землю до Штефана, воеводы волоского: ведает князь великии, иже мы на его жадание пропускали послов его через нашу землю многокроть 31; нижли на тот чяс не виделося нам пропустить того его посла 32. А дале и до великого князя шлем нашего посла.

ЦГАДА, ф. 79, кн. 1, л. 52. Копия.

Опубл.: Сб. РИО, т. 35, стр. 41.


Комментарии

30. Предварительно в 1490 г. Стефан III обратился к королю Казимиру с просьбой о пропуске его посла через Польшу в Москву и обратно. Мотивированный отказ короля был дан через Львовского архиепископа Иоанна и галицкого кастеляна Якоба Бучацкого (см. док. № 12). После того как польский король отказался пропустить молдавского посла в Москву, и возник вопрос о пропуске русского посла в Молдавию.

31. Действительно, в 1486 г. польский король пропустил через свою землю русское и молдавское посольство (см. прим. 28).

32. Пытаясь установить постоянные дипломатические отношения с Молдавией, Иван III получил 29 июля 1488 г. от короля Казимира лист для свободного проезда своего посла Василия Карамышева, направлявшегося в Сучаву и обратно. Помимо этого, Иван III просил короля, «чтобы еси и вперед дал лист свой на то, чтобы нашим людем ездити через твою землю к Стефану, воеводе волошскому, да к нам от Стефана воеводы. Также бы и Стефановым людем, воеводы волошского, к нам ездити через твою землю с нашими людми, и опрочь наших людей, не наежжаючи тобя. А то бы еси учинил нас для» (Сб. РИО, т. 35, стр. 18). В этой просьбе король ему отказал, мотивируя тем, что «яз нынеча не имаю у собя рады» (там же, стр. 19). От препятствий, чинимых русским и молдавским послам, следовавшим через Польшу и Литву, феодалы этих стран переходят к актам открытого насилья, как это было с посольством Федора Еропкина (Сб. РИО, т. 35, стр. 24-25).

Несмотря на все препятствия, дипломатические связи с Молдавией продолжали укрепляться. 4 августа 1490 г. из Москвы в Сучаву отправился русский посол Иван Лихарев (ПСРЛ, т. VIII, стр. 219). В Молдавии Лихарев пробыл до конца года и возвратился в Москву 1 января 1491 г. в сопровождении молдавского посла Стецко (там же, стр. 221).

24 февраля 1491 г. Иван III через своего посла Федора Еропкина просил польского короля Казимира дать «путь через свою землю» направляющимся в Сучаву молдавским послам Стецко и Шандру и русскому послу, сыну боярскому, не названному по имени (Сб. РИО, т. 35, стр. 52). Об отъезде послов из Москвы сохранилась запись в Воскресенской летописи: «Того же лета в 28 [день] июля отпустил князь велики посла Стефанова Стецка; да с ним вместе послал князь велики своего посла к Стефану в Волохи Скурата Зиновьевича, а велел им на Литву ити» (ПСРЛ, т. VIII, стр. 222). Львовская летопись также сообщает об отъезде Скурата Зиновьевича, но ни словом не обмолвилась о молдавском после Стецко (ПСРЛ, т. XX, ч. 1, стр. 356). Скурат Зиновьевич возвратился в Москву в феврале 1492 г. в сопровождении молдавского посла Мушата (ПСРЛ, т. VIII, стр. 224). 6 апреля 1492 г. «отпустил князь велики посла Стефанова Мушата к его государю в Волохи» (там же, стр. 224).