№ 68
Предписание Н. П. Резанова И. Ф. Крузенштерну о продолжении описания Сахалина
Под парусами на корабле «Надежде».
14 мая 1805 г.
Милостивый государь мой Иван Федорович!
Вследствие разговора моего с вами, что встретившияся в плавании нашем у мыса Бatienu льды препятствуют вам описывать остров Сахалин с таким успехом, с каким вы уже положили тому начало 1, а приближаясь к северу, должны мы, по-видимому, еще более ожидать льдов, когда и в 49 градусе широты они уже нам обозревать берег препятствуют, поставлю себе долгом вам, милостивому государю моему, письменно повторить примечания мои: не лутче ли доколе уставы природы очистят вам к Сахалину путь, вместо лавирования в водах здешних, зайти на несколько дней в Петропавловскую гавань, пользы от сего кажутся следующия: 1) успеете вы збросить лишний груз помощию гребных судов и людей на зимующем там судне «Феодосия», которое мы еще там застать можем, и чрез то впредь затруднений избегнете; 2) с сим же судном ускорятся к Его и. в-ву донесения; 3) оставить лишних людей в Камчатке и чрез то уменьшится расход провизии, столь нужной вам к продолжению вояжа; 4) заготовить сим временем сколько можно сухарей для будущей вам кампании; 5) привезенная для подкрепления Камчатской области соль дествительно послужит к цели своей, когда при самом начале лова рыбы обеспечить всех жителей пищею; 6) судно «Черный Орел», по отношению моему к его превосходительству Павлу Ивановичу Кошелеву 2 долженствующее готовиться в дальнейшей вояж для поиска нас в случае бедствия нашего и неприхода, обращено будет на другие предметы и казна избегнет безполезных издержек; 7) самой экипаж нашего корабля освежится.
Все сии обстоятельства сколько ни достойны уважения, но и описание Сахалина, и отыскание удобной там гавани считаю я для пользы государственной не менее важным, и потому покорнейше прошу вас, милостивого государя моего, письменно удостоверить меня: приход наш в гавань и беззадержной выход ваш из оной не стеснит ли однако ж вас в нужном для сего подвига времени и можно ли согласить все сии пользы, не растраивая главнаго предмета, вами начатого в разсуждении Сахалина, а притом и предполагаемого из Камчатки возвращения корабля «Надежды» чрез Кантон в Россию.
С истинным почтением и пр.
АВПРИ, ф. Гл. архив, 1-7, 1802, д. 1, п. 37, л. 217-218. Запись в журнале исходящих документов.
Комментарии
1. 14 мая 1805 г. завершился начальный период обследования первой русской кругосветной экспедицией Курило-Сахалинского региона. 6 апреля «Надежда» покинула Нагасаки. 26-го через Сангарский пролив вошла в пролив Лаперуза. Во время плавания И. Ф. Крузенштерн произвел опись западного и северозападного побережья японских островов, исправил ошибки, допущенные Лаперузом, открыл и нанес на карту множество мысов (Грейга, Россиян, Гамалея, Надежды) и бухт – Румянцевская бухта и т. д. 1 мая экспедиция описала мыс Крильон и залив, который назвали «Нева». 2 мая «Надежда» вошла в залив Анива и бросила якорь в бухте Соронбай, названной Крузенштерном бухтой Лосева. 4 мая судно покинуло бухту, где Крузенштерн водрузил российский флаг. Экспедиция описала юго-восточное и часть восточного побережья Сахалина, залив Терпения (открыты мысы Сенявина, Муловского и Соймонова, а также залив Мордвинова). Сложная ледовая обстановка не позволила Крузенштерну продолжить плавание на север. Он направился на восток к Курильской гряде и проливом, ныне носящем его имя, вышел в океан и открыл четыре острова (о-ва Ловушки). Шторм вынудил «Надежду» вернуться в Охотское море, а затем она вновь вышла в Тихий океан и 5 июня прибыла в Петропавловскую гавань.
22 июня 1805 г. И. Ф. Крузенштерн начал второй этап исследования Сахалино-Курильского региона. «Надежда» вышла из Петропавловска и направилась к Курильской гряде. При содействии академика Горнера Крузенштерн произвел опись гряды от мыса Лопатка до о-ва Расшуа, дал имя «Надежда» проливу между этим островом и о-вом Матуа (пик Матуа назвали пиком Сарычева). В итоге были составлены карты Курильских о-вов и собраны этнографические сведения о курильцах, установлено их этническое единство – айну. В июле 1805 г. И. Ф. Крузенштерн завершил опись восточного побережья Сахалина и убедился в ошибочности мнения, что на его месте находятся два острова. Описав северное побережье Сахалина, мыс Мария и мыс Елизавета, он повернул на юг и, следуя вдоль западного берега острова, 1 августа обнаружил пролив, который ошибочно принял за канал, ведущий в устье Амура. Эта неточность повлекла за собой ошибочный вывод о полуостровном положении Сахалина. 17 августа «Надежда» вернулась в Петропавловск. Экспедиция описала почти все побережье Сахалина, в целом правильно нанесла на карту береговую линию, определила координаты 28 пунктов и внесла исправления в измерения Лаперуза (см.: Лупач B. C. Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский // Русские мореплаватели. М., 1953, с. 155; Файнберг Э. Я. Русско-японские отношения в 1697-1876 гг. М, 1960, с. 92-93).
2. См.: РГАВМФ, ф. 166, оп. 1, д. 476, л. 8.