О Лаперузе.

Показание Адмирала Менбея, утверждающего, что Английский китолов открыл остров, на котором нашел разные вещи, принадлежавшие экспедиции Лаперуза, еще усилили любопытство, возбуждаемое [104] несчастною кончиною сего знаменитого мореходца. Французское Правительство, поручив Г. Дюрвилю поверить сие показание, придало ему новую степень важности, возобновившую в умах многих людей надежду получить достоверные сведения о сем славном происшествии. Все, касающееся до оного и между прочим медаль, вычеканенная при отправлении Лаперузовой экспедиции и найденная Английским китоловом у диких, получило новую занимательность.

Впрочем, мы и теперь не отрекаемся от изъявленной уже нами осмотрительности, с которою, по мнению нашему, должно принимать показание Адмирала Менбея.

Мы не можем разделять уверенности некоторых особ в справедливости оного, зная, что документ сей давно уже находится в Морском Министерстве, а помянутый китолов до сих пор не представил ни одной из найденных им вещей. Мы уже объявили причины нашего сомнения; теперь изложим некоторые известия о том же предмете, слышанные Г-м Дюперре.

Вовремя изысканий, произведенных Генералом Антрекасто, писали, что [105] признаки, довольно ясные, заставляют думать, что Лаперуз погиб неподалеку от островов Адмиралтейства. С тех пор, не проходит почти года, чтобы какой нибудь китолов, Английский или Американский, не объявлял в Журналах, что он нашел остатки от сего кораблекрушения. Когда Королевская корветта Раковина, в путешествии своем около Света, была в Матавае на острове Таити, Гг. Беннет и Тиерман, инспекторы Английских заведений в Южном море, подали некоторую надежду офицерам сего корабля. Они утверждали, что Английский китолов взял на одном острове, лежащем в Торресовом проливе, одного из Врачей, бывших на корабле Лаперуза, который один остался в живых из двадцати или тридцати его товарищей, спасшихся на сем острове, между тем, как весь экипаж потонул; говорили, что этот человек носил длинную бороду и волосы, лежавшие по плечам, что он был лет около 60 и почти совершенно забыл природный язык свой. Удивительнее всего в этой сказке то, что Капитан одного купеческого корабля говорил о ней в Сурабае и, кажется, знал о ней прежде. Он даже прибавлял, что [106] тот китолов ездил в Кантон продавать выдровые кожи, и что Врач умер в Макао. Таково ложное показание, сделанное людьми, заслуживающими веру и тотчас опровергнутое разысканиями. Кажется, что и известие, доставленное Адмиралу Менбею начальником судна, занимающегося теперь ловлею выдр на северо-восточном берегу, также пойдет на ветер, и что по словам его, найденные им Французские шпаги и кресты Св. Лудовика будут забыты в проливе Королевы Шарлоты.

Из Nouv. An. des Voyag. .

Текст воспроизведен по изданию: О Лаперузе // Северный архив, Часть 20. № 5. 1826

© текст - Булгарин Ф. В. 1826
© сетевая версия - Тhietmar. 2019
© OCR - Иванов А. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Северный архив. 1826