№ 97
1733 г. марта 16. – Из инструкции Сената В. Й. Берингу об организации почты от Москвы до Охотска, перевозке провианта, принятии в российское подданство населения открытых земель
Инструкция от флота капитану-командору Берингу
Для исполнения ея и.в. высокого интереса в бытность твою Сибирской и Камчатцкой экспедиции, что касаетца до земли и чего во особливой данной тебе из Адмиралтейской колегии инструкции 1 не написано, в том поступать по сему.
1. Весьма нужно быть частой пересылки писем и репортов от тебя и протчих отправляющихся в разные экспедиции команд. А как известно, что не токмо за Тобольским, но и до Тобольска отсюда установичной почты нет, и за тем в пути долго мешкают, а с нарочными всегда посылать, то убыток казенной произойдет. А при бытности в Сибире думнаго дьяка Андрея Вениюса было учреждение ординарной почты до Тобольска 2, того ради велено Сибирскому, снесшись с Ямским приказом, также и сибирскому губернатору учредить от Москвы до Тобольска почту, чтоб в каждой месяц дважды чрез ту почту письма отправляемы были. А как оная учредитца и в которыя дни отпуск из Тобольска будет, о том тебе требовать известия от сибирского губернатора.
2. С ним же, губернатором, будучи тебе в Тобольску, зделать определение, дабы за Тобольским до Енисейска и до Якуцка по однова в месяц почта отпускалась. [149] И как ис Тобольска отправитесь в Якуцк, то дорогою велеть росписать и назначить станы, от котораго до котораго места возить летом и зимою. А от Якуцка до Охоцка и до Камчатки хотя б в два месяца однажды посылки были, а каким образом, о том в Якуцке с тамошними командирами с совету учинить, дабы чрез те учреждении из Камчатки и Охоцка могли всякия ведомости в Тобольск и в Москву и паки туда без остановки ходить. А понеже вы в Камчатке уже бывали и путь до Камчатки вам сведом, то губернатору тобольскому и в Якуцке воеводе дать вам свое разсуждение, изыскивая безубыточных и нетрудных способов, дабы где пустыя и нежилыя места, в таких местах ныне нарочно станов не учреждать и людей и лошадей не держать, но перевоз почты сколько мочно чрез тое пустоту от жилаго до жилаго места иметь. А впредь велено губернатору с товарищи самим сыскивать способ, дабы на большой дороге, где нужно быть станам, охотники поселились, и в том им вспоможение чинить пристойными увольнении по разсмотрению губернаторскому, а в каких местах и с каким увольнением селитца будут, о том особливо в Сенат писать... 3
6. Для сыскания ближайшаго пути х Камчатскому морю, не заходя в Якуцк, по всемилостивейшему ея и.в. указу, состоявшемуся прошедшаго декабря 28 дня, по 12 пункту 4, чтоб командрованы были геодезисты два человека с тамошними сибирскими знающими людьми, о том тебе предложить сибирскому губернатору с товарыщи, потому что там в губернии обретаетца геодезистов четыре человека. А как им в сыскании и во описании мест поступать, о том дать инструкцию обще с отправленными из Академии наук профессорами, и что они учинят, с тем приехать в Охоцк к отправленным професорам... 5
9. Весьма нужно искать способа в перевозе до Охоцка правианта и всяких припасов без такого труда, каков прежде был, и хотя то до губернатора табольскаго и вице-губернатора иркуцкаго надлежит, однакож и тебе со обретающимися афицеры всякия меры к пользе интереса ея и.в. сыскивать, чтоб правианта и припасов довольно в Охоцк поставить и в покупке и в привозе дешевле прежняго. А какия к тому способы изыщите, о том в Тобольске губернатору с товарыщи, а в Иркуцк вице-губернатору представлять и сколько возможно с совету учреждение учинить, о чем в следующих пунктах для усмотрения таких способов изъясняется, потому что за главное и нужное дело приготовление и провоз в таком отдаленном крае почитаетца, и что капитан-порутчик Чириков объявил, якобы каждой путь от Якуцка до Камчатки станет не меньше двух рублев, а за многим отправлением по тамошному месту может де стать и дороже 6.
10. Как усмотрено из доношеней Писарева, что заготовляемо было в Якуцке на прежнюю наряженную с ним каманду для перевозу правианта и припасов 87 судов. А ныне капитан-порутчик Чириков написал, что ко отправлению правианта на Камчатку способнее Иркуцкой правинции нет, да и оттуду отправить на два года на 500 человек, считая по 6-ти чети, итого 3000 чети, трудно. А для отправления оного правианта и материалов надлежит построить на реке Лене при Верхоленске, при Илге и при других селах по крайней мере лодок 200 с подбором, а не плоскодонных, чтоб каждая подняла не больши 100 пуд, дабы без препятствия могли дойтить до Юдомского зимовья. А на больших де судах до того урочища весьма дойтить неможно, и тако разсуждается в деле толь не малаго числа лодок, а наипаче хотя на каждой лотке по 5-ти человек, то великой росход в людях будет и потребуетца больше 1500 человек, кои в таком малолюдном месте едва мочно ль собрать; того ради о сем иметь заблаговременное разсуждение, где и какие суды лутче и прибыльнее делать, и кем, и до которых мест сплавливать.
11. При том же в разсуждение взять, немочно ль будет в подверховых местах, откуду хлеб сплавливаетца, зделать плоскодонные суда большия, потому что один пример был, что зделан эверс, на котором правианта до Якуцка сплавлено около 500 чети, и оттуду тот эверс ходил Леною до самого моря, о чем справитца в Тобольску з губернатором. И буде много лутчаго способа не найдетца, то кажетца [150] удобнее на таких больших судах наниз Леною до Алдана сплавливать, а Алданом и другими реками вверх подымать, покамест глубина речная даст, и тут зделать магазеин, а ис того магазеина ближе будет мелкими судами до последняго места, называемого Юдомского Креста, привозить, которые суды могут в лето обращатца, и не одиножды, и в зиму хранены до других отпусков.
12. От Юдомскаго зимовья к Охоцку для перевозу сухим путем тех же правиантов и припасов потребны будут лошади, а вышепомянутой же Чириков представлял 7, что надлежит взять из Якуцка, содержать при Охоцком по крайней мере 200 или 300 лошадей, понеже де возят вьюками только по 5 пуд, да на волоках по тому ж, а инноково перевозить немочно для болот и тесных дорог. Чего ради с губернатором же Тобольским с товарищи, также в бытность в Якуцке с воеводою и з другими, кто о тех местах довольно знает, о том перевозе советовать и зделать определение, сыскивая способы к пользе интереса ея и.в.: весь ли тот сухой путь от Юдомскаго Креста до Охотцка лошадьми возить или к реке Ураку, коя впадает в море блиско Охотска, довозя, складывать, дабы лишняго в провозе росходу не было, потому что суды мелкия могут служить на одно время, а лошадям, коих там не бывало, работы меньши будет. О чем в доношениях Писарева объявлено, что присланных к нему служилых людей 30 человек июля в первых числех отправить в Охоцк на лошадях для кошения сен и исправления дороги сухопутной.
13. Когда назначен был в Охоцк Писарев, тогда определено по отправлению из Якуцка в Охоцк, едучи водою, прилежно смотреть худых и трудных мест в проезде, а особливо между Юдомою и Ураком реками, где надобно быть землею переволоке, и как сказывано, что место ниское и немочно ль камуникацию водяную зделать до Охоцка. Буде же трудно или весьма немочно, то хотя дорогу росчистить 8. А понеже того Писарева посылка в Охоцк переменилась 9, того ради, когда твоей команды отправляемы будут люди с правиантом и припасами, то с ними послать искусных ис твоей же команды афицеров (ежели сам сухим путем поедешь) и тот весь путь прилежно описать и худыя места не токмо показывать, но и разсуждение приложить, каким способом мочно поправить, и прислать в Сенат. А дорогу от Юдомскаго Креста до Урака велеть росчистить, куда и от Писарева уже для исправления сухопутной дороги посланы, о чем в 12 пункте упомянуто, дабы мочно было сухим путем саньми или телегами с полными возами ездить, а не так, как Чириков предлагает – только по 5 пуд вьюками.
14. Также по указу из Сената репортовал генерал-лейтенант Генинг с Екатеринбурских заводов, что он определил с Аргунских серебряных заводов камисара Бурцова, с ним мастеровых людей для осмотру по реке Ангаре около Идинскаго острога и Якуцка железных руд, и где лутче и удобнее место найдут, тамо велеть небольшей железной завод строить для довольства железом и железными припасами в назначенныя экспедиции, и требует, ежели возможно, чтоб ты ехал через Екатеринбурх для лутчаго о тех делах разсуждения. Чего ради, как возможно, тебе самому к тому генералу-лейтенанту Генингу заехать и о деле железа и железных припасов и о протчем, что касаетца до изыскания металов и менералов, определение общее учинить.
15. А для осмотрения как в сибирских отдаленных краях и на Камчатке руд и минералов, так и в морском походе, где на острова или на натуральныя новыя земли по особливой данной тебе ис Коллегии адмиралтейской инструкции, взять от него ж, г-на генерала-лейтенанта, рудознатцов и пробовальщиков человек 3-х с надлежащими их инструменты и припасы в прибавку к прежде отправленному на Камчатку пробовальному мастеру Гардеболю, дабы напрасно бес подлинных осмотров и проб места обойдены и оставлены не были, о чем о всем к нему, Генингу, указ из Сената будет послан.
16. Хотя ныне малой железной завод и определено зделать, о чем выше объявлено, однако ж и с того заводу немалой провоз до Охоцка станет. А без сумнения надежда есть, что ближе к Охотску подле тамошных морских берегов руда железная сыщется, то для высокого интереса ея и.в. в первых, как [151] возможно, пока к строению судов леса и протчия припасы заготовить будут, сыскивать железной руды, и где в способных местах найдутца, то две или три сыродувныя печки зделать и железу подспорье учинить на мелкие дела, а после мочно и малую домну зделать, в чем иметь сношение с охоцким командиром и с вышепомянутым камисаром Бурцовым.
17. В протчем, что касаетца до перевозу из Якуцка в Охоцк служилых людей, и крестьян, и тунгусов для размножения скота и для заводу хлеба и протчаго, и о посылке ссылочных на житье, и о содержании их, и о содержании тамошних ясашных народов, о том о всем пространно описано быть имеет в наказе охоцкаго командира 10, однако ж вам, когда в вашей каманде будут морския суды, то на оных как людей, так скот и хлеб для камчацкаго росходу и семен в случае тех морских судов походу на Камчатку перевозить морем с согласия того охоцкого командира. Однако ж, кроме тех судов, которые для особливого вашего походу построены будут, ибо на оных никакому перевозу быть уже невозможно, но довольно будет того, что понадобитца с собою забрать в назначенной поход.
18. Для варения соли, по представлению твоему и по прежнему Правительствующего сената маия 2 дня 1732-го году определению 11, о чем тебе и указ дан, также и в Сибирскую губернию послан, котлы медные из Сибирской губернии взять и велеть отправить с протчими припасами вашей экспедиции. И как оные в Охоцк привезены будут, потом по сношению с охоцким командиром для довольства твоей и охоцкаго командира команд соли наварить з довольством и отправить ис тех котлов половину для такого ж употребления на Камчатку. Буде же разсудите еще котлов прибавить, то велеть на заводах железных, кои будут вновь деланы, смотря по росходу, зделать и отправить в Охоцк и на Камчатку, чтоб в соли нужды не было и из дальных мест от Якуцка не возить и тем убытку казеннаго не имеет 12. А как то соленое варение установитца и, ежели будет продажа для тамошняго народу и жителей, то какой надлежит быть казенной прибыли, о том определитца в инструкции охоцкаго командира.
19. Понеже при первом случае, покамест при Охоцке, Удском и на Камчатке хлеб сеянием умножен будет, принуждены всякой правиант привозить чрез Якуцк, о чем выше писано. Однако ж вы представляли, что в морской правиант мочно покупать мяса оленья у коряцкого народу, а вместо масла коровья иметь без нужды рыбей жир, а вино мочно сидеть ис тамошней слаткой травы сколько надобно, к тому ж, как известно, есть на Камчатке за неимением хлеба рыбу сушеную и толченую употреблять. Того ради вам в том искать способов таких, чтоб как в морской правиант удовольствоватца вышепоказанным от тебя аленьим мясом и протчим, так и в сухопутном, в подспорье муки, сколько по разсуждению всех с тобою будучих афицеров разсуждено будет, употреблять рыбу, готовя по тамошнему обычаю, дабы завезенной чрез дальной путь хлеб мог всегда запасным и готовым для довольства людского быть.
20. Також де тебе и обретающимся в каманде твоей афицерам, что в такой обширности и дальности усмотрите к пользе ея и.в. новое или о настоящем к лутчему поправлению, или какой где вред и убыток и наипаче обиды и разорении руским и ясашником напрасные, о том предлагать и писать к охоцкому командиру и к губернатору тобольскому, также внося у себя в юрналы, в Сенат посылать доношении на почте или как случитца быть посылки, о других делах – письмам. В случае ж таком, ежели о чем вышепомянутом описыватца будет некогда и надлежит исполнить немедленно, то делать совет со всеми афицеры и к чему прилично приглашать професоров, и как приговорено будет обще, так и поступать, а после писать, объявляя имянно, по какой притчине имели резон, не описываясь, исполнить.
21. Самому ж тебе отнюдь никаких обид и озлобленей тамошнему народу не чинить и ни во что противное уставом и указом не вступать, и за протчими афицеры и других чинов людьми, в твоей каманде будучими, накрепко смотреть и до того не допускать под опасением военнаго суда, но во всем поступать, исполняя интерес ея и.в. по данным инструкциям, как верным и честным людям пристойно [152] и надлежит, о чем и в инструкции колежской 13 в 19 пункте подтверждено со обнадеживанием за верныя и добрыя поступки ея и.в. высочайшей милости.
22. Когда щастием ея и.в. в морском хождении ты и протчия морския афицеры найдут острова и земли новыя не под властью никому и на них народы по силе ея и.в. высокого указу прилежным вашим старанием самоизвольно подданство примут, с такими поступать ласково, а никакого свирепства не показывать и жестокостию не поступать и уговаривать, чтоб они с вами кого из лутчих людей отпустили до ея и.в. Причем обнадежить, что никакого зла и удержания им не будет, но наипаче как в пути до здешнего места, так и назад в их отечество провожены будут со всяким довольством и награждены будут ея и.в. высокою милостию. Притом же стараться, дабы имели такия народы, кои к сему склонятца, при себе из молодых людей, которых бы в бытность и при вас и в пути русского языка мочно ко обучению склонить, и их языку, хотя нужныя розговоры и имяна как что называют, записывать.
23. Буде из таких народов, как вышеупомянуто, отважатца ехать, а вы еще при своем деле пробудите, то их не держать долго. И столь скоро до своих камчацких острогов или иных жилых мест придете, поручать их тутошним командирам для немедленного отправления в Сибирь и в Москву и при том давать письменные инструкции, как их препровождать от места до места и чем довольствовать, смотря по их знатности и склонности. Однако ж чтоб при том и от вас был приставлен до самой Москвы один или два человека, которыя б во обхождении с ними для выше показанного обучения и розговору, и записки могли привыкнуть.
24. Что же по всемилостивейшем ея и.в. соизволения занесенных х камчацким берегам японцов велено отвозить по-прежнему в их жилища, давая знак соседской дружбы. А ежели из таких японцов будут люди молодыя и ко обучению рускаго языка надежныя, таких ласкою уговаривать, чтоб они поехали в Россию на время, обнадежа за то от ея и.в. награждением, и кого уговорят, тех и посылать в Москву, определя им дорожной корм и всякое довольство по разсмотрению. И хотя б таких человека два или три выслать и в пути с ними, как и с вышеписанными, не пропуская времени, отправленному приставнику во обучении языка поступать. А буде явятца охотников большее число, тех в Охоцке командиру отдавать и на кормовых деньгах в довольстве ж содержать, и обучать русскаго языка, и их язык списывать, дабы с их народом к будущему обхождению чрез то удобность иметь. А по обучении об отправлении их по-прежнему во отечество написано быть имеет в наказе охоцкаго командира.
25. Сию инструкцию как тебе иметь, так и протчим афицерам, по камандам коих особливым колежским инструкциям о чем кому надлежит дополнять, дабы во время разлучки в разных путях ничто упущено и принебрежено не было.
На подлинной инструкции подписано тако:
Андрей Ушаков.
князь И. Трубецкой.
граф М. Головкин.
Василей Новосильцов.
обер-секретарь Иван Кирилов.
По листам скрепили: секретарь Дмитрей Невежин, регистратор Алексей Остафьев.
ЦГАВМФ, ф. 216, oп. 1, д. 27, л. 8-17. Заверенная копия. Опубл.: Экспедиция Беринга, с. 126-150.
Комментарии
1. См. док. № 95.
2. Имеется в виду устройство в 1698 г. почты в Сибири видным соратником Петра I А. А. Виниусом, возглавлявшим почтовое ведомство, а затем Сибирский приказ. Почтовая дорога проходила через Нижний Новгород, Козьмодемьянск, Казань, Верхотурье, Тюмень, Тобольск. Необходимость более оперативной связи столицы с Сибирью и тихоокеанским побережьем в XVIII в. потребовали реорганизации почты в Сибири. По указу Сената от 16 июля 1731 г. (ПСЗРИ, т. VIII, № 5805) была учреждена почта до Тобольска два раза в месяц, от Тобольска до Якутска – один раз и от Якутска до Охотска – один раз в два месяца (Козловский И. П. Андрей Виниус, сотрудник Петра Великого (1641-1717). СПб., 1911, с. 30; Андриевич В. К. История Сибири. СПб., 1889, ч. II, с. 410- 411).
3. Опущен текст о назначении жалованья ямщикам и порядке взимания платы за провоз почты.
4. См. док. № 87.
5. Опущен текст об отправлении геодезистов на реки Обь, Енисей и Лену и составлении ими карт и чертежей.
6. См. док. № 92.
7. См. док. № 92.
8. См. док. № 67.
9. См. док. № 77.
10. См. док. № 67.
11. См. док. № 78.
12. Так в документе.
13. См. док. № 95.