№ 92
1733 г. февраля 12. – Доношение капитана полковничьего ранга А. И. Чирикова 1 в Адмиралтейств-коллегию с предложениями об организации Второй Камчатской экспедиции
№ 50
В Государственную адмиралтейств-колегию
доношение
По объявлении мне указа е.и.в. ис Правительствующаго сената в означенную Колегию 2, об отправлении капитана-командора Беринга и протчих в Камчатскую экспедицию и по объявлении инструкции, сочиняющейся ему, г-ну Берингу 3, что, по мнению моему, может быть к лутчему исправлению означенной экспедиции по приказу Государственной адмиралтейств-колегии покорно предлагаю:
1. По 2-му пункту означенного указа, чтоб повелено было при Якуцке на реке Лене построить вместо одного дупель-шлюпа бот большой препорци и при нем малую шлюпку четыревесельную, на которой иттить от ленскова устья подле берега морскова до калымскова устья и, перезимовав в Колыме, около северного Чукоцкова Угла, которой положен на карте в 73°, до Камчатки. Понеже надлежит взять служителем, которые отправятся к показанной стороне, правианту на год, для того что одним летом той климаты дойтить от Якуцка до Камчатки или до анадерского устья не могут, ибо от устья ленскова до камчатскова разстояния будет с 6 000 верст, и потому довольно, что первым летом дойтить до Калымы, и тут, хотя и имеются руския острошки, однако ж без завезенного с собою правианта пропитатца не могут. Да и для того дупель-шлюп неудобен, что к земле Чукоцкого Носу приставать и медлить долго опасно, потому что жители той части российской области не покоряются и руских людей убивают. А на море держатца в большия погоды на таком судне не можно, а опходу около сего Чукоцкого Угла не меньше 2000 верст, за тем к Чукоцкой и Комчатской земле прилегло извесное пространное моря, по которому иттить в таком судне бедственно, а сшер 4 при берегу земли Комчатской мало.
2. По 5-му пункту. Ежели лес найдется на Ахоте реке или на Ураке, весьма способнее построить пакетботы при Ахоцком астроге, а по нужде один, а другой на Комчатке, чрез что может довольным времянем скорея экспедиция окончатца, понеже к Ахоцкому острогу на служителей и на мастеровых людей правиант свободнея привезен быть может, нежели на Камчатку. А от ахоцкова устья до камчатскова – 1800 верст морем, а судов, на чем перевозить правиант, служителей и мастеровых людей и матриалов, кроме одного или двух, там быть не надеемся, и на тех грузить больше семи или осми сот пуд неможно. И в том немалое может продолжитца время. К тому ж и строение на Камчатке продолжитца, для того что лошадей не имеется, и лес к берегу реки повинно будет таскать людьми да на собаках, как на строящейся тамо бот в 727-м году лес готовлен.
3. В 6-м пункте того ж указа написано, чтоб от чюкоцкого народа разведать о островах, возвещеных от Павлоцкова, а потом следовать к Америке. И когда самые американские берега получить, то дойтить, по силе данной инструкции собственной руки вечнодостойной памяти императора Петра Великого г-ну Берингу 5, до ишпанского владения Мексиканской правинции (или от встречающагося карабля уведомився какой то кюс, возвратиться к камчатским берегам), до которой, по объявлению професора Делильда, от Чукоцкого Угла разстоянием 45°. А оные места лежат южнея Колифорнии в северной ширине 25° и ниже, а от Комчатке меж зуйда и оста разстоянием близь 5000, верст руских и то, ежели прямому пути не препятствуют острова.
А в колежской инструкции 6 в 2-м пункте написано, чтоб от Комчатке иттить на восток и, как ветры допустят, даже до 67°, и ежели отправляющимся [136] афицером разсудится пристойно, то иттить и выше. А оные места от камчатского устья лежат меж норда и оста разстоянием не можно быть меньше 2000 верст, и ежели из Сената точной вышеписанному указу нам дан будет и вышепомянутая колежска инструкция, то сумнительно будет, в которую страну иттить. Того ради покорнейше просим, дабы со изъяснением определено было, куды иттить от камчатского устья: меж норда ль и оста или меж зуйда и оста. А ежели Государственная адмиралтейств-колегия соблаговолит принять и от меня о сем покорнейшее рассуждение, то доношу, что, по моему мнению, не токмо возвышаться нам выше 67° и в 67° не для чего, понеже посылающимся афицером от Якуцка рекою Леною и морем до Камчатки может освидетельствоватца, что Азея с Америкою разделяется водою. А острова в 67° и выше хотя и имеются, то не чаю, чтоб оныя, стужи ради и бесплодства, жилы были, в которых и материальных руд получить ненадежно, то лутче, по моему признанию, искать островов и самой Америке меж 50° и 65°, где климата удобная к жителям и земля может быть не пустая. А по разности длины меж Чукоцкого восточного Угла и заливами заподными в Северной Америке, как Гудзонской и протчими, которыя ограждены западными американскими берегами, чаем, что Америка не весьма далече от Чукоцкого восточного Угла, лежащего в 64° и, может быть, что от Павлоцкого слышится о самой Америке. А можно достовериться и освидетельствовать о Америке и не доходя к зуйду до иншпанского владения: когда придем к омериканским берегам по величеству земли и по разности длины, самая ль то Америка или острова, в чем надеюсь, что подтвердит мое мнение отправляющейся в настоящую экспедицию професор 7, и имая как от чукчи, так и от других народов по человеку для языка во известиях о землях. А чтоб для одного уведомления Омерике иттить до Мексиканской правинци, признаваю не для чева, понеже чрез вышеписанныя способы узнать оное можно и чрез протяжения 15°, то есть от 65° до 50, ежели неразрывной берег увидим. А ежели туды иттить, то против 2 пункта колежской инструкции от той дальной страны возвратитца чрез одно лето к Камчатке весьма ненадежно, от чего опасно бедствие.
4. По 14 пункту того ж указу ко отправлению правианта на Камчатку способнея Иркуцкой правинции нет. Токмо чаю, что и оттуда отправить на два года на 500 человек трудно, и, полагая на всякого человека на два года всякого правианта по 6 четвертей, итого будет 3000 четвертей. А для отправления оного правианта и матриалов надлежит построить на реке Лене при Верхоленске, при Илге и при других селах, где пристойно, чтоб от мелей задержания не было, по крайней мере лодок 200 с подбором, а не плоскодонных, чтоб каждая поднимала не больше 100 пуд, дабы бес препятствия могли доитить до Юдомского зимовья. А на больших судах до означенного урочища доитить весьма неможно, отчего и в прежни посылки правиант до уреченного места не довезен и назад возвращен. А для переправления от Юдомского зимовья к Охоцкому астрогу надлежит, взяв из Якуцка, и содержать при Ахоцком остроге по крайней мере 200 лошадей или и 300, понеже возят вьюками только по 5 пуд, да на волоках по тому ж, а инако перевозить неможно для болот и тесных дорог. А для прокормления лошадей надлежит изготовить пристойное число сена при Ахоцком астроге, заблаговременно послать нарошных косцов из Якуцка, чем бы зиму можно было лошадей прокормить. А лутчаго способа ко отправлению правианта, матриалов сыскать не надеюсь и чаю, что всякой пуд от Якуцка до Камчатки станет не меньше 2-х рублев, а за многим отправлением по тамошнему месту может стать и дороже.
При сем же приобщаю на третей мой вышеписанной пункт экстракт 8, что в нем замыкается, то есть чтоб от комчатскова устья доитить до чукоцкой земли до 65°, и, взяв языка, на ост за малой острог, которой в первом походе видели, даже до Америки, потом следовать подле земли на зуйд до 50° и возвратиться к Камчатке.
Государственной адмиралтейств-коллегии всепокорны слуга от флота капитан Алексей Чириков.
ЦГАВМФ, ф. 216, oп. 1, д. 1, л. 637-640. Подлинник. Опубл.: Экспедиция Беринга, М., 1941, с. 205-208; Русская тихоокеанская эпопея, с. 177-179. [137]
Комментарии
1. В капитаны полковничьего ранга А. И. Чириков был произведен 18 января 1733 г. В указе Адмиралтейств-коллегии от 12 февраля 1733 г. отмечались его заслуги в деятельности Первой Камчатской экспедиции, в которой он показал себя «тщательным и исправным, как надлежит искусному морскому офицеру». Рекомендуя А. И. Чирикова заместителем В. Й. Беринга, Адмиралтейств-коллегия писала в своем мнении Сенату, что отправление его в новую экспедицию будет «по искусству его не без надежды в той экспедиции к интересам ея и.в. доброго плода, чего ради он в общий совет во всех отправлениях с капитаном-командором Берингом сообщен».
Публикуемое доношение А. И. Чирикова в Адмиралтейств-коллегию, в котором он стремился уточнить некоторые пункты указа 28 декабря 1732 г. (см. док. № 87), в частности задачи экспедиции по исследованию северо-западных берегов Америки, подтверждает данную ему характеристику. Адмиралтейств-коллегия признала рассуждения А. И. Чирикова справедливыми и уже 16 февраля 1733 г. вошла в Сенат с представлением о внесении изменений в указ 28 декабря 1732 г. Адмиралтейств-коллегия считала, что экспедиция должна только «сыскать неизвестные американские берега», но не ехать до соседних «европейских владений», так как из-за этого можно опоздать вернуться на Камчатку «в однолеть» (Русская тихоокеанская эпопея, с. 180).
21 февраля 1733 г. Сенат специальным указом подтвердил, что экспедиция должна идти вдоль берегов Америки «сколько время и возможность допустит по своему разсмотрению, дабы и х камчатским берегам могли по тамошнему климату возвратитца во благополучное время» (Материалы для истории русского флота. СПб., 1879, ч. VII. с. 453-454).
Это положение указа впоследствии вошло в текст инструкции Адмиралтейств-коллегии B. Й. Берингу от 28 февраля 1733 г. (см. док. № 95).
2. См. док. № 87.
3. См. док. № 95.
4. Шхер.
5. См. док. № 18.
6. См. док. № 85.
7. См. док. № 87.
8. В деле отсутствует.