№ 75
1738 г. не ранее июня 13 1. – Сказка М. С. Гвоздева в Сибирской губернской канцелярии о его деятельности на Дальнем Востоке 2
1738 году июня 13 дня в Сибирской губернской канцелярии геодезист Михайло Гвоздев сказал: по указом де ея и.в. из Адмиралтейской колегии был он в экспедиции Камчацкой в партии сибирского драгунского полку с капитаном Дмитреем Павлуцким да з бывшим с якуцким казачьим головою Афонасьем Шестаковым для изыскания новых землиц и примирении немирных иноземцов, бывших в подданстве. В 728-м году отправлен ис Тобольска с подштурманом Иваном Федоровым, и в 729-м году прибыли в Якуцк. А из Якуцка июня 7 числа капитаном Павлуцким посланы в Охоцк и были в Охоцку по 730-й год. А в том 730-м году из Охоцка по ордеру его ж, капитана Павлуцкого, ходили на Камчатку чрез Ламское море на боте «Гавриле» 3 при штурмане Якове Генсе в Большерецкой острог и были в том остроге с ними, штурманом и [106] подштурманом, по 731 год по июль месяц, дожидались от него ж, капитана Павлуцкого, ордеру, куды им велено будет итти, и, получа ордеры, ходили на том же боту морем до камчацкого устья и были в том устье 11 дней. И в то время камчадалы иноземцы июля 20 числа изменили, острог сожгли и людей русских побили 4, о чем и ныне об них, изменниках, по указом следуют маэоры Мерлин да оной Павлуцкой 5, а он де, Гвоздев, со штурманом и подштурманом, и служилыми людьми жили при том камчацком устье в юртах для примирения достальных иноземцов изменников по 733 год 6, и подштурман Федоров тамо умре. А в том же 733-м году по присланным указом из Охоцка от камандира Григорья Скорнякова-Писарева штурман Генс с служилыми людьми послан в Охоцкий острог 7, а ему, Гвоздеву, велено быть в Нижном Камчадальском остроге при строении вновь острога. И был он по 735 год до прибытия для следствия о изменниках маэора Дмитрея Павлуцкого, а с прибытия его, Павлуцкого, он, Гвоздев, по показанию матроза Леонтья Петрова выслан в Тобольск.
А во всю де их, Гвоздева и штурмана Генса, и подштурмана, бытность в вышеявленных походах морскому и охоцкому пути описи, и карт, и журналу 8 у него, штурмана, не делано за глазною ево болезнию и слепотою, а подштурман за ножною болезнию, от чего и умер, а ему, Гвоздеву, одному того делать было невозможно.
К подлинной скаске геодезист Михайло Гвоздев руку приложил.
С подлинною скаскою сию копию читал канцелярист Семен Васильев.
ЦГАВМФ, ф. 216, oп. 1, д. 24, л. 587. Заверенная копия. Опубл.: Дивин В. А. К берегам Америки. М., 1956. с. 45-46.
Комментарии
1. Датируется по содержанию документа.
2. Публикуемые показания М. С. Гвоздева приложены к доношению сибирского губернатора П. Бутурлина в Адмиралтейств-коллегию от 15 июня 1738 г. (ЦГАВМФ, ф. 216, оп. 1, д. 24, л. 515-517) и связаны были, очевидно, с расследованием дела Л. Петрова. В 1735 г. участник экспедиции А. Ф. Шестакова матрос Л. Петров обвинил Я. Генса, М. С. Гвоздева и И. Спешнева в государственных преступлениях. Мореплаватели были арестованы и посажены в Тобольскую тюрьму. Расследование этого дела затянулось, несмотря на то, что донос оказался ложным и Л. Петров был заключен в Кронштадтскую крепость. Находясь там, 9 февраля 1738 г. он подал командиру Кронштадтского порта доношение о плавании вместе с М. С. Гвоздевым и И. Федоровым к берегам Америки и необыкновенном богатстве пушнины на открытых ими землях (там же, л. 596-598). Доношение заинтересовало Адмиралтейств-коллегию, 14 февраля 1738 г. она вынесла решение об освобождении из заключения М. С. Гвоздева, Я. Генса и немедленной отправке последнего в Петербург с журналами, описями и картами плавания. Однако Генса к тому времени уже не было в живых, он умер в тюрьме 23 октября 1737 г. 22 апреля Сибирская губернская канцелярия направила повторный указ о немедленной присылке в Адмиралтейств-коллегию всех материалов о плавании к берегам Америки в 1732 г. (ЦГАВМФ, ф. 216, оп. 1, д. 24, л. 609). В связи с этим, вероятно, был запрошен и М. С. Гвоздев. В доношении от 15 июня 1738 г. П. Бутурлин сообщал, что в оставшемся после смерти Я. Генса имуществе каких-либо описаний плавания, журналов или карт не обнаружено. Вместе с этим доношением, в Адмиралтейств-коллегию были присланы опись всех бумаг Генса, оставшихся в Тобольске, и документы «по той описи за печатью», (ф. 216, оп. 1, дд. 3, 5, 4, 24). На очередном заседании 19 декабря 1738 г. Адмиралтейств-коллегия обсуждала доношение Л. Петрова и полученные от П. Бутурлина материалы, которые, однако, не давали представления о самом плавании 1732 г. Поэтому 23 декабря последовал указ Сибирской губернской канцелярии о розыске в Тобольске и Якутске описей, журналов и карт, составленных И. Федоровым и присылке их в Петербург (там же, д. 24, л. 602-603). 8 мая 1739 г. П. Бутурлин сообщил, что в Якутской канцелярии документов И. Федорова, умершего в 1733 г., не имеется и неизвестно, где они находятся (там же, л. 604).
3. См. док. № 61.
4. Восстание камчадалов в 1731 г. было вызвано излишними поборами, жестоким обращением со стороны комиссаров, заказчиков и других должностных лиц (подробнее см.: Сгибнее А. С. Исторический очерк главнейших событий в Камчатке. – Морской сборник, 1869, № 4, с. 118-133).
5. Майор Якутского полка В. Ф. Мерлин был назначен начальником Походной розыскной канцелярии, организованной по указу Тобольской губернской канцелярии в связи с восстанием камчадалов в 1731-1732 гг. В состав Походной розыскной канцелярии входили также: Д. И. Павлуцкий (помощник Мерлина), обер-офицер, солдаты Якутского полка, 29 служилых людей, 30 казаков, канцелярист Литвинцов и «заплечный мастер». В сентябре 1733 г. Походная розыскная канцелярия прибыла на Камчатку для наказания сборщиков ясака, виновных в излишних поборах, проведения ряда административных мер по упорядочению сбора ясака и успокоению местного населения. Выполнив свою функцию, канцелярия возвратилась в Охотск осенью 1739 г. (Сгибнее А. С. Исторический очерк главнейших событий в Камчатке, с. 131-133).
6. Видимо, осторожность, вызванная трехлетним заключением, заставила М. С. Гвоздева умолчать о плавании к берегам Америки с 23 июля по 28 сентября на боте «Св. Гавриил» совместно с подштурманом И. Федоровым (см. док. № 76).
7. См. док. № 73.
8. Карта плавания бота «Св. Гавриил» в 1732 г. не была составлена, судовой журнал из-за отсутствия согласия между М. С. Гвоздевым и И. Федоровым велся нерегулярно. М. С. Гвоздев передал журнал вместе с рапортом 22 июля 1733 г. в Охотскую канцелярию. Существовал и другой журнал, который вел на «Св. Гаврииле» неофициально И. Федоров. Позднее этот журнал был обнаружен М. П. Шпанбергом, и по его распоряжению в 1743 г. была составлена карта плавания бота «Св. Гавриил». Оригинал карты был доставлен М. П. Шпанбергом в Иркутскую канцелярию, копия – в Адмиралтейств-коллегию. До нас дошла только копия, выполненная геодезистом и штурманом из команды М. П. Шпанберга на основании документального источника (Ефимов А. В. Из истории русских экспедиций на Тихом океане, с. 168). Известны также другие карты, воспроизводящие путь «Св. Гавриила» в 1732 г., основанные на устном описании: схематический чертеж плавания, сделанный И. Н. Делилем по сведениям, сообщенным ему В. Й. Берингом, он найден в Национальном архиве в Париже и опубликован Ф. А. Голдером в Америке в 1914 г.; печатная карта И. Н. Делиля 1752 г. и др. (подробнее см.: Ефимов А. В. Из истории великих русских географических открытий. М., 1971, с. 232-235). Ни оригиналы, ни копии журналов, рапортов, поданных М. С. Гвоздевым и И. Федоровым в 1733 г., исследователями до сих пор не обнаружены.