№ 67
1731 г. июля 30. – Из инструкции Сената начальнику Охотского порта Г. Г. Скорнякову-Писареву о переселении в Охотск крестьян, развитии сельского хозяйства, строительстве пристани и верфи в Охотске, организации судостроения, развитии промыслов и торговли на Дальнем Востоке, исследовании Курильских островов и других вопросах
По е.и.в. указу 1 быть тебе в Охотску и чинить по нижеписанным пунктам:
1. Приехав в Охотск, иметь тебе над оным местом полную команду, и чтоб то место людьми умножить, и хлеб завесть, и пристань с малою судовою верфью, также несколько морских судов для перевоза на Камчатку и оттуда к Охотску казенной мягкой рухляди и купецких людей с товарами, и для других потреб сделать, дабы оное, яко новое место, с добрым порядком к пользе и прибыли государственной приведено было.
2. На житье велено перевесть охотников-крестьян из Илимскаго уезда или из других мест семей до 50, а тунгусов хотя десятка три, и обселить при Охотске и на пути в урочище, называемом Крест, между Юдомою и Ураком реками и на Уди, также и в камчадальских острогах, сколько где по разсмотрению нужнее, снабдя их на подъем и на первой случай рублей по 10 на семью да хлеба года на два.
3. Тем новопоселенным для новозаводства дать льготы в податях и подводах года на четыре, а ежели когда нужда позовет в проезде служилых людей с казною и понадобятся лошади, то определить плату достойную, чтоб с охотою могли возить, а не из-за палки.
4. Служилых людей, охотников же или по выбору человек ста три велено определить на житье в Охотск из тех 1500 человек, коим велено быть в Якутску, потому что из Якутска каждой год переменяются и только что в проездах издерживаются. А когда в Охотске оные будут, то могут содержать из них, переменясь, Удской острог, также и камчадальския, пока там таким же образом людьми удовольствовано будет... 2
6. Мастеров судовых из ссылочных набрать человек 20 и поселить там же, а для показания пропорции в деле судов велено отправить из Адмиралтейства мастера или подмастерья, который бы умел галиоты и корабельные боты делать, и к ним в помощь плотничнаго командора и человека четыре плотников лучших.
7. Для варения смолы, понеже на Уди сосноваго, а на Камчатке лиственичнаго лесу довольно и в бытность капитана Беринга в его команде для судов [99] смолу из лиственницы сидели, велено послать человек двух из сибиряков, чтоб напраснаго провозу смолы из Якутска не было.
8. Для дела железа к судам и к прочим работам человека два или три велено отправить с екатеринбургских заводов, которым завесть ручныя домницы и ковать не токмо нагели и другие припасы, но и якори, хотя небольшие для судов, чтоб не возить железа из Тобольска напрасно, ибо там железной руды сказывают есть довольно.
9. Для заводу с переведенцами и с служилыми людьми велено послать лошадей: кобыл и жеребцов, также рогатого и мелкаго скота, потому что там того нет, а пасть и содержать на корму тунгусам.
10. Хлебных всяких семен, также и конопли для пеньки велено отправить из Якутска и роздать переведенцам и другим, кто пахать станут около Охотска и Удскова [острога] и на Камчатке, безденежно. А как уродится, тогда семена возвратить или вовсе уступить, потому что место новое и не токмо в таком, но и в здешних местах, где селят деревни, дают семена без возврату.
12. Тебе ж, Писареву, смотреть и за камчатскими прикащики и кои будут посылаться из Охотска офицеры с служилыми людьми для исправления дел и содержания острожков, чтоб они с тамошним народом поступали порядочно, и ежели происходить будут жалобы или по слуху сам уведаешь о каких непорядках и обидах, то как возможно унимать и штрафовать по силе государственных прав, понеже Охотск стал быть от Якутска к Камчатке самый близкий порт.
13. Для лутчшаго содержания острогов определить в них командиров не так, как ныне, каждой год переменных, но на несколько лет или пока кто в вину и в подозрение впадет, дабы для своего житья лучше рачили, и скот и хлеб размножали, и народ приласкали...
18. Как ты, Писарев, в Охотск из Якутска отправишься, то тебе, едучи водою, прилежно смотреть худых и трудных мест в проезде, а особливо между Юдомою и Ураком реками, где надобно быть землею переволок, и сказывают, что место низкое и не далеко, не мочно ль коммуникацию водяную сделать до Охотска; буде же трудно или весьма не мочно, то б хотя дорогу розчистить. И о том о всем иметь тебе, Писареву, старание, не описываясь за дальностию, но что сделаешь или намерение положишь, о том писать к вице-губернатору и в Сибирский приказ...
20. Коль скоро в Охотск ты, Писарев, и мастеровые и служилые люди прибудете, то судна четыре или шесть сделать для обыкновеннаго переезду на Камчатку и в другия места служилым людям и купцам.
21. Штурманов человек трех и матросов человек шесть велено послать из Адмиралтейства, к которым придать из казацких детей молодых и обучать морскому ходу, дабы там своих штурманов и матросов завесть.
22. Для умножения будут к вам присылаться люди, которым повелено будет жить на несколько лет в Охотске и в Камчатке на казенном корму, о чем и в указе ж к вам будет прописано, и оных людей употреблять вам в службу, в мастерство, и в работу, и на пашню, кто чему будет достоин, и селить их в Охотске или в Камчатке по своему разсмотрению. Только смотреть вам, чтоб те люди были не старые и не увечные, но в службу и в работу годные, дабы напрасно их не кормить. А сколько их прислано будет и к какому делу оные будут употреблены, и о том вам писать в Сибирский приказ.
23. О строении церквей в камчатских острогах и об определении попов и причетников с ругою, и что кто из тамошняго народа крестится, о даче им льготы, и чтоб попы были сколько возможно люди искусные и во всяком бы остроге склоняли аманатов и других охотников учиться грамоте и показывали им закон христианский, понеже тамошний народ никакой веры и закону не знают, и о том о всем в Святейший синод сообщено. А в Охотке, хотя б и нарочную школу, не для одной грамоты, но и для цифири и навигаций завесть тебе, Писареву, и жалованье малое для содержания учеников давать, из чего могут люди к службе знающие возрастать, а не дураками оставаться...
24. Для познания сего новаго порта Охотскаго (или как высоким указом е.и.в. определится оной порт именовать), чтоб узнали ево купечество, дать позволение лет на 10 купечеству ездить и торговать свободно и без платежа там и [100] без платежа ж при проезде чрез Якутск пошлин, и о том публиковать. И кажется, в том убытка не будет, потому что до сего времени того не было ж. А платить пошлину одну на приезде и на выезде в Верхотурье, как ныне платят, буде ж определится особая компания, то могут, узнав Охотский порт, охотнее в компанию вступить. А хотя б и при компании торговать, то не может от вольнаго торга компания жаловаться, потому что оная будет великою суммою и особливым учреждением своего счастия искать, где богатее им покажется, а не от мелочнаго, как обыкновенно русские купцы торгуют. И о том в Москве и в Сибирской губернии велено публиковать, чтоб купецкие люди, кто пожелает на Камчатку для купечества ехать, пропущать их без задержания, о чем и в Сибирь к губернатору велено послать указ.
29. На Шантарские острова, которые против удскаго устья есть, также и на те острова ж, кои от Носу Камчатскаго к Японии пошли 3, в которых (и прежде сего несколько лет бран ясак на Камчатку, а для малолюдства ныне отпущен) 4 посылать тебе, и брать с них ясак, сколько возможность допустит. А посланным для взятья ясаку подтверждать накрепко, что оные к обывателям показывали, как возможно, ласку и вводили б их в вольной и свободной торг.
30. Вам же иметь в команде капитана Павлуцкаго и с ним посланными людьми, который отправлен был с Шестаковым. И Шестаков убит от чюкч, а о Павлуцком никакой резолюции нет, поступать ли ему на тех чюкч или нет, ежеля наступать, то надобно морем идти, а не сухим путем. Буде же возвратится, то впредь всегда юкагирей и коряков, подданных российских ясачников, оные чюкчи разорять станут. И о том бы вам по тамошнему поведению разсматривать, не лучше ль тою командою возобновить при Алюторе реке прежний острог, и оставить охотников, как о том соглашается капитан Беринг, чтоб имели страх чюкчи, и, разсмотря, писать вам немедленно о том в Сибирский приказ.
31. Капитан Беринг представляет, что в его бытность еще занесенные японцы были подле берега, и приказано от него их сыскивать, и ежели найдут или впредь занесет, то, не грабя и не озлобляя их, надлежит отвозить в Японь по-прежнему в их жилища, и тем подать причину дружбы и искать способа к свободному торгу. Также лежащие между Япони острова велеть осматривать, какие на них народы живут и какое довольство имеют, что все легко добрым распорядком может известно быть. И для того будет возможно вам посылать, сколько надлежит, людей на судах, удовольствуя оных по тамошнему обычаю припасами, и что от тех посланных учинено будет, и о том вам со всяким обстоятельством присылать ведомости в Сибирский приказ...
ПСЗРИ, т. VIII, № 5813. Частично опубл.: Русская тихоокеанская эпопея, с. 160-164.
Комментарии
1. Указом Сената от 10 мая 1731 г. Г. Г. Скорняков-Писарев назначался начальником Охотского порта (ПСЗРИ, т. VIII, № 5753). Текст указа с незначительными изменениями включен в первый пункт публикуемой инструкции.
2. Здесь и далее опущен текст об устройстве переселенцами дороги от Якутска до Охотска, организации доставки припасов из Якутска в Охотск и государственной казны с Камчатки в Якутск, определении платы за провоз товаров на судах и других вопросах.
3. Т. е. Курильские острова.
4. Так в документе.