№ 63
1730 г. ноября 30. – Доношение И. Федорова Я. Генсу о плавании из Охотска на Камчатку на боте «Восточный Гавриил» и гибели судна у берегов Камчатки 1
№ 170
От посланной парти штурману Якову Генсу
во известие
Сего 730-го году сентября 19-го дня с полудни отправились мы из охоцкаго устья на море на восточном мореходном судне в камчацкой тракт на Большую реку. [93]
Сентября 25-го дня пополуночи в ысходе 5-го часа ветр стал быть противной от зюйда, пополудни в ысходе 3-го часа дошли мы до камчацкаго берегу против устья Воровской реки, которое место опознал мореход Андрей Буш и протчие тутошныя обыватели. И оным противным ветром от того места не пустило нас к Большой реке, и для того противнаго ветру пошли мы от берегу прочь на море.
28-го дня сентября пополуночи во 8-м часу пришли мы х камчацкому берегу, и мореход Андрей Буш опознал на оном берегу устья реки Крутогоровой, и от того места пошли мы возле камчацкаго берегу к Большой реке.
29-го дня сентября пополудни в ысходе 3-го часа дошли мы до устья реки Кыкшиги.
30-го дня сентября с полуночи в 10-м часу ветр стал быть противной от SO, и для онаго противнаго ветру ходили мы на реях до половины дни, а с половины дни ветр стал быть от SSO велик, и для онаго ветру пошли мы от камчацкаго берегу на море; в 6-м часу пополудни ветр стал быть зело велик или оворсторм.
1-го дня октября с полуночи в 10-м часу ветр был ON зело велик, з дождем, и для онаго усильчиваго ветру спустили раину на одну четверть вышины от палубы, с половины дни в 4-м часу от великаго ветру изорвало у нас новой парус сверху и донизу, а иныя части и прочь отрывало. И оной парус спустили нанис и починивали, как мочно было, и по нокам парус перевязали по четверти раины с ноку, а испод у паруса собрали комом и перевязали веревкою, и к мачте притянули, да чрез раину и чрез парус перекинули веревкою и к мачте притянули, дабы от погоды оной парус не так драло, в 6-м часу подняли раину с парусом на 6 или 7 фут вышины от палубы и пустились по ветру, понеже без паруса блиско к ветру не могли.
Октября против 2 числа пополуночи в начале 2-го часа ветр зело был велик и усильчивей прежняго, от такого усильчиваго ветру и от морских волн сломило у нашего судна левой борт, ниже палубы от кормовой каюты и до носу, в места ж на фут ниже палубы и во весь бок от онаго борту стало поло, у каюты левую сторону прочь отвалило и шхербот скинуло с палубы в море. Да во оном же шхерботе скинуло служилаго Семена Таюрзскаго в море, да казенной лагун з жиром скинуло в море же, також моего корму и у служилых людей кормов скинуло волнами в море много, а иныя кормы и метали. И во оныя в проломныя дыры изверху налилось в судно воды чуть не до половины судна и пенек подмочило весь, и едва оное наше судно не осело ко дну. В том же часу у сопца верхняя петля переломилась и стропы перервались, и сопец отбило прочь, и оной сопец привязали на конат и опустили за корму, а оной конат закрепили за мачту. А полыя места наперво служилыя утыкали своею одежею, а протчим велел воду из судна выливать котлами и помпами, и всякой посудой, и оною своею одежею служилые затыкать не могли, и приказал я утыкать пенькою и старой парус восточнаго судна велел резать и затыкать оные проломные места.
А сие разбойное время было на море по смекнутой ширине 52°49' северной в разстоянии от устья реки Кыкшиги 65 миль аглинских, румб был SWW одна половина к W.
2-го дня октября во 8-м часу с полуночи погодою сломило у нас мачту и со всеми снастьми возле палубы вплот, и на котором конате сопец был привязан и за мачту закреплен, и оной конат на мачте пересекли и сопец в море опустили, дабы от оной мачты пущей вреды нашему судну не учинило. В 9-м часу приказал я новой драной парус резать и убивать левую сторону у судна сверху. В 10-м часу велел я служилым конатами здраить наше судно в пяти местах, дабы оное наше судно не развалилось вовсе. Пополудни в начале 2-го часа велел я поставить вместо мачты рузбуину, в начале 3-го часа велел я служилым людям зделать раину и привязать лодочной парус, и оные служилыя не захотели и отложили до другаго дни, а мы де ныне устали, а ветр был W и SW.
3-го дня октября с полуночи в 9-м часу велел я зделать раину и привязать щерботной парус, и пошли к земле на румб SSO и на протчия, а ветр был SW и W, а вместо сопца для правежу опустили перлинь с кормы.
4-го дня октября с полуночи в ысходе 9-го часа увидели камчацкой берех на остен-норден. А пополудни во 8-м часу пришли на якорь против устья реки Утки, глубины 15 сажен, в разстоянии от устья Утки реки миль 5 или 6 аглинских.
5-го дня октября с полуночи ветр стал быть SO и S, пополудни в ысходе 4-го [94] часа якорь подняли и пошли ближе к берегу для спасения людей, в 6-м часу стали на якорь глубины 7 сажен против устья реки Утки, в разстоянии, например, 2 версты.
6-го дня октября пополуночи в 7-м часу служилыя люди все приходили ко мне и говорили, чтоб мы выняли якарь и пошли на берех с судном, для того что де погода зело велика и усильчива, дабы де нам худым разбитым судном на якаре стоя смертно не погинуть, в том я у них со общаго совету их дали мне за всеми их руками под подписку, чтобы нам всем итти со общаго совету с судном на берех, дабы напрасною смертию не погинуть всем. В 9-м часу с полуночи якарь подняли и пошли на берех, в 10-м часу выкинуло нас на берех к северу от устья реки Утки в разстоянии, например, 3 мили аглинских.
Под сим предлагается реестр, коликое число и каких припасов принято в Охоцком остроге сего 730-го году сентября 16-го дня з боту «Гаврила» для морскаго ходу в камчацкой тракт на мореходное восточное судно, о сем явствует на обороте... 2
Сии припасы в сохранении на руках у матроза Ахафона Назарова.
Морскаго флоту подштурман Иван Федоров.
И оное восточное судно весьма было дряхло, понеже прошедшаго 729-го году оное восточное судно в розбое было на Тауе с казачьим головой Афонасьем Шестаковым, и от онаго розбою у онаго судна в правом боку неподалеку от киля кокоры все изпереломаны, да в 730-м году оное же восточное судно, идучи в Таую в Охоцк, было же в розбое против урацкаго устья.
ЦГАВМФ, ф. 216, oп. 1, д. 3, л. 129-130. Подлинник.
Комментарии
1. Бот «Восточный Гавриил» по ордеру Я. Генса от 17 сентября 1730 г. должен был доставить из Охотска на Камчатку груз экспедиции, не поместившийся на «Св. Гаврииле» (см. док. № 60, примеч. № 1) (ЦГАДА, ф. 199, д. 527, № 13, л. 74 об.). 7 октября 1730 г. бот был выброшен на берег в 3 милях к северу от устья р. Утки. Команда разбившегося судна разместилась на боте «Св. Гавриил», который вышел из Охотска одновременно с «Восточным Гавриилом» и благополучно прибыл в Большерецк 30 сентября. Весной 1731 г. Я. Генс с увеличившейся командой отправился вокруг мыса Лопатка в Нижне-Камчатский острог для соединения с командой В. А. Шестакова (Сгибнее А. С. Экспедиция Шестакова. – Морской сборник, 1869, № 2, с. 24-25).
2. Указанный реестр опущен.