Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 103

1736 г. июля 29. – Письмо В. Й. Беринга М. П. Шпанбергу о зачислении мореходов Н. М. Трески и И. И. Бутина в команду Охотского правления и начислении им денежного жалованья за время службы на Камчатке

№ 930

Благородны г-н капитан

Присланной к нам из Охоцка с репортами от вас мореход Никифор Треска паки послан из Якуцка в Охоцк сего июля 29 дня и как он, Треска, к вам прибудет, то извольте ево, також и морехода ж Ивана Бутина отослать в каманду Охоцкого правления по-прежнему, без удержания, понеже они каманды Охоцкого правления и в той каманде надобны, а у вас и опричь их довольно имеетца и морских служителей, следующих во экспедицию, и куда надобно послать есть ково.

А жалованье оному Треске произведено по требованию нашему от Якуцкой воеводской канцелярии за прошлые годы с 727 по прошлой же 735 год, за выключением произведенного от вас ныне на 734 год: муки 10 пуд 35 фунт, сухарей де 30 фунт, а имянно, хлебное все по окладу ево сполна, ржи по 5 четвертей, соли по 2 пуда на год деньгами по якуцкой цене. А денежное – из окладу ево из 40 рублев, да ис кормовых ис 5 рублев выдано половинное на щёт Охоцкого правления. А не все по означенному ево окладу, для того что по требованию нашему Якуцкая воеводская канцелярия ответствовала, что он, Треска, определен на объявленной оклад от бывшаго сибирского губернатора князя Гагарина, которые де все учиненные им, князем Гагариным, оклады по присланному блаженные и вечнодостойные памяти е.и.в. указу ис Табольской земской канторы, полученном в Якуцке маия 31 дня 723 году, велено отставить. Да в указе ж де блаженные и вечнодостойныя памяти е.и.в. из Сибирской губернской канцелярии, полученном в Якуцку февраля 28-го дня 728 году, помянутой Треска написан беглым служилым, которому велено быть по Якуцку в службе. И по тому де указу с того 728 году числитца он, Треска, по Якуцку в службе и с якуцкими служилыми людьми в равенстве.

А понеже хотя он, Треска, и показан беглым и служилым, токмо он не беглой и казачьей службы по городу Якуцку не служивал, а служивал морскую службу. И в бытность нашу в прежней экспедиции в 725 году оной Треска посылан был от Якуцкой воеводской канцелярии на Камчатку от Охоцка морем с прикащиком Степаном Трифоновым, а оттуда возвратился в Охоцк в 727-м году и после того всегда безотлучно был в каманде нашей до окончания экспедиции, до самого [160] отбытия нашего из Охоцка в Санкт-Питербурх, до августа месяца 729 году и исправлял положенное на него дело.

А хотя он, Треска, на вышеобъявленной оклад определен и от бывшаго сибирского губернатора князя Гагарина, токмо не в казачью службу, но в морскую с протчими мореходами к самому нужному сысканию для проведывания прямого ходу чрез Ламское и Пенжинское моря на Камчатской Нос, что и тогда оной морской путь сыскать весьма был надобен, которой он и проведал. И как всем здесь известно, что он, Треска, до присылки туда штюрманов первой человек морем прошел на Камчатку с прикащиком же Козьмою Соколовым и показал ход другим 1. Да и по присланному ея и.в. ис Правительствующаго сената указу, писанному маия 15 дня 1732 году 2, мореходы не отставлены, но велено им быть с протчими служительми. Того ради о выдаче всего того по вышеобъявленному ево, Трески, окладу денежного жалованья предлагал я Сибирской губернской канцелярии посланною от нас промемориею сего ж июля 22 дня в разсмотрение со объявлением такого моего мнения, что ему, Треске, за ево труд заслуженное им денежное и хлебное ея и.в. жалованье выдать надлежит все по окладу ево сполна, а не против служилых, для того что он не служилой и казачьей службы не служивал, а служил морскую службу и не бегивал, хотя от неполучения за те годы чрез такое долгое время никакого жалованья и великую претерпевал яужду. И требовал я от той Сибирской губернской канцелярии, ежели соблаговолит, учинить ему, Треске, в выдачю по оному ево окладу, чтоб о том, також и о выдаче впредь, определила Якуцкую воеводскую канцелярию ея и.в. указом.

Також и о вышеозначенном мореходе Иване Бутине тое ж посланною в Сибирскую губернскую канцелярию промемориею объявлено и мною засвидетельствовано ж, что и он, Бутин, счисляетца мореходом же и во всю бытность нашу в прежней экспедиции был он безотлучно в Охоцку и на Камчатке, переменяяся, когда помянутой Треска ходил на Камчатку, тогда оной Бутин был в Охоцку и трудов и ево, Бутина, довольно было, а не бегивал 3. Но токмо какой ему оклад денежного жалованья учинен, такого известия в Якуцкой воеводской канцелярии не сыскано, и для того о том, по какому окладу давать ему денежное жалованье, требовано от Сибирской губернской канцелярии определения и при том сообщено ж мое мнение, что и ему, Бутину, за показанной ево труд заслуженное им за прошлые годы денежное жалованье выдать надлежит по окладу ево, по чему ему прежде определено, ежели такое известие в Сибирской губернской канцелярии имеетца, как он определен мореходом и какой ему оклад учинен. А хлебное – против означенного ж морехода Трески окладу – ржи по 5 четвертей, соли по 2 пуда на год, понеже о том хлебном жалованьи и в Якуцкой воеводской канцелярии известие имеетца 4.

W. Bering.

Писарь Иван Редин.

ЦГАВМФ, ф. 216, oп. 1, д. 19, л. 12-13. Подлинник.


Комментарии

1. См. док. № 3.

2. См. док. № 80.

3. См. док. № 41.

4. Переписка об удовлетворении заслуженным жалованьем и провиантом мореходов Н. М. Трески и И. И. Бутина продолжалась до 1738 г. 26 апреля 1738 г. В. Й. Беринг был вынужден вновь обратиться в Сенат с доношением, в котором перечислял заслуги Трески и Бутина и просил оказать по этому вопросу давление на Якутскую воеводскую канцелярию (ЦГАВМФ, ф. 216, оп. 1, д. 96, л. 113-115; ЦГАДА, ф. 248, кн. 180, ч. 1, л. 208-213).