Рапорт командира корвета «Калевала», кап.-лейт. Давыдова.

Гонолулу; 14 марта 1862 г.

С вверенным мне корветом оставляю Гонолулу 17 марта, для следования в де-Кастри, с заходом в Хакодате.

Все работы, предпринятые нами на здешнем рейде, мы уже окончили; корвет весьма хорошо проконопачен снаружи и внутри, своими людьми. В вознаграждение за их усердную и весьма тяжелую работу на тропическом солнце, я решился выдать десяти человекам конопатчикам по 5 руб. 15 коп. Оконопачение корвета мастеровыми с берегу, обошлось бы от 800 до 1000 долларов.

Вооружение корвета пересмотрено основательным образом, для чего мы спускали весь рангоут вниз и поправляли стоячий такелаж; теперь он уже перестал тянуться, и я надеюсь, что выдраив его в здешние жары, мы будем иметь такелаж тугим на долгое время. Бегучий такелаж также пересмотрели и изношенные снасти заменили новыми, не выходя из размера, определенного запасным штатом. Вообще по вооружению корвет находится в настоящее время в самом исправном состоянии.

Команду увольняли на берег сначала по отделениям, а потом целыми вахтами. Матросы предпочитают Гонолулу всем другим посещенным нами местам; они находят здесь много развлечений и за небольшую плату, например, достают от туземцев верховых лошадей и совершают большими партиями поездки по острову. Я полагаю, что Сандвичевы острова представляют лучшее место в здешних водах для освежения и отдохновения команды.

27 февраля я, вместе с офицерами, имел честь представиться королю гавайского королевства, Камеамеа IV, в его дворце в Гонолулу. Официальными визитами я разменялся со всеми членами королевского правления, и при съезде с корвета салютовал, по принятому здесь обычаю, 15 выстрелами министрам: иностранных дел г-ну Wiyllie, и финансов г-ну Greg’у. Кроме того, салютовал 13 выстрелами United States Commissioner M-r Dryer’у.

Со стороны европейцев и американцев» живущих здесь, мы [159] встречаем к себе большое внимание, и гг. офицеры корвета свободное время от тяжелых работ по вооружению корвета, проводят в небольшом, но весьма радушном обществе. Здешний негоциант г. Hackfeld, главное лицо большого торгового дома, членом которого и наш вице-консул г. Pfluger, — делает для нас большой бал, на котором будут присутствовать король и королева, и все белые жители островов.

По распоряжению г. военного губернатора Приморской области Восточной Сибири, предписавшего мне приобрести в одном из посещенных корветом портов китового жиру для Николаевска, я беру отсюда 1858 галлонов этого жиру, по 43 сента за каждый.

Из сведений, собранных мною о китоловном промысле в северной части Тихого океана и в Охотском море, оказывается, что промысел этот значительно уменьшился в последнее время, причина чему заключается частию в истреблении китов, а главное, в открытии минерального масла, не только что вполне заменяющего китовый жир, но имеющего еще во многих случаях большое пред ним преимущество. Полагают, что в нынешнюю навигацию отправится на северный промысел только до 50 китобоев, вместо прежних 200.

Соль, которую корвет должен доставить в де-Кастри в количестве до 5000 пудов, я намерен принять в Японии, где ее можно приобрести несравненно выгоднее, нежели в Калифорнии или на Сандвичевых островах.

Последняя почта из Европы на Сандвичевы острова, погибла на сгоревшем 19 февраля в бухте Сан-Франциско клипере Polynesia. Я доношу об этом на случай, если были отправлены из Петербурга на вверенный мне корвет какие либо казенные бумаги в декабре месяце прошлого года. Эти бумаги должны были погибнуть вместе с клипером. Следующая почта должна прибыть сюда дня через два или три, то есть до выхода вашего из Гонолулу.

Текст воспроизведен по изданию: Рапорт командира корвета «Калевала», кап.-лейт. Давыдова // Морской сборник, № 8. 1862

© текст - ??. 1862
© сетевая версия - Тhietmar. 2019
©
OCR - Иванов А. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Морской сборник. 1862