Н. Н. Миклухо-Маклай. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ШЕСТИ ТОМАХ. Т. 5. ПИСЬМА. ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ.

М.: изд-во "Наука", 1996,825 с.

Н. Н. Миклухо-Маклай (1846-1888) — путешественник, гуманист, подвижник науки — занимает особое место в истории познания природы и человека. Он изучал и одновременно защищал объект своих исследований — аборигенов Океании, описывал их жизнь и жил ею, смотрел на их общество и извне, и изнутри, как почти интегральная его часть. Не было, видимо, ничего, что могло показаться ему невозможным для осуществления своих благородных и нередко романтических замыслов, вплоть до отчаянной решимости начинать безнадежные колонизационные проекты, "пускаясь в плавание" по холодному и изначально враждебному ему морю политических расчетов и военно-стратегических комбинаций.

Миклухо-Маклаю посвящены сотни публикаций на разных языках. Два раза — в двух (в 1940-1941 гг.) и пяти (в 1950-1954 гг.) томах — издавалось в СССР его наследие. Однако опубликовано было далеко не все, главным образом потому, что бумаги ученого рассеяны по разным архивам и странам, а также в силу советских цензурных соображений: то из-за невозможности упомянуть многие лица, с которыми путешественник общался, то в угоду стремлению навести на него какой-то мертвенный казенный глянец.

Нынешнее шеститомное издание представляет собой наиболее полное собрание сочинений ученого. Оно включает все выявленные дневники, научные работы, публицистические статьи, записки и письма. В подготовке нового собрания сочинений участвовал большой коллектив ученых Москвы и Петербурга, а также зарубежных исследователей, деятельность которого координировалась специалистами проблемной группы по изучению и публикации научного наследия Н. Н. Миклухо-Маклая, созданной при академических Институте этнологии и антропологии в Москве и Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) в Петербурге. Шеститомное собрание сочинений задумывалось как юбилейное, приуроченное к 150-летию со дня рождения Н. Н. Миклухо-Маклая, которое отмечалось в 1996 г. Однако в силу сложностей в настоящее время с публикацией научной литературы пока вышли в свет лишь пять из шести задуманных томов (отв. редакторы 1-го — 4-го томов Д. Д. Тумаркин, 5-го тома — Д. Д. Тумаркин и Б. Н. Путилов).

Анализ и оценка нового собрания сочинений будут даны научной общественностью после завершения публикации всех шести томов. Однако уже сейчас можно отметить высокий научный уровень издания. Прежде всего обращает на себя внимание большая и кропотливая работа по подготовке текстов Миклухо-Маклая к печати. В предыдущих публикациях трудов ученого его оригинальные тексты подвергались неоправданному редактированию и "стилистическому улучшению". Составителям шеститомного собрания сочинений пришлось фактически заново изучить все известные рукописи путешественника и удалить позднейшие наслоения, не принадлежавшие перу самого Миклухо-Маклая. Тщательная работа с текстами позволила максимально учесть авторские варианты и исправления, а дополнительные архивные разыскания дали возможность расширить корпус публикуемых материалов. Каждый том нового собрания сочинений снабжен обширными и в целом добротно выполненными комментариями.

Научное наследие Миклухо-Маклая сгруппировано в томах нового издания по тематическому принципу. Первый и второй тома, вышедшие в свет соответственно в 1990 и 1993 гг., включают дневники, путевые очерки и отчеты о путешествиях ученого в 1870-1887 гг. В третьем и четвертом томах, изданных в 1993 и 1994 гг., опубликованы статьи и материалы по антропологии и этнографии, а также статьи по естественным наукам. В 1996 г. увидел свет обширный — 54 п.л. — пятый том, в который вошли письма, документы и материалы. В заключительном, шестом томе будет предпринята научная публикация уникальных этнографических коллекций Миклухо-Маклая, помещены те его рисунки, которые не вошли в предыдущие тома.

Для историков-новистов особый интерес представляет пятый том (отв. редакторы Д. Д. Тумаркин и Б. Н. Путилов. Составители А. Н. Анфертьева, А. Я. Массов, М. Ф. Матвеева, Б. Н. Путилов, Д. Д. Тумаркин). Поэтому целесообразно уже сейчас привлечь к нему внимание читателей. Основную часть тома составляют письма — все без изъятия письма Миклухо-Маклая, какие удалось обнаружить к настоящему времени. Всего в издание включено 552 письма из архивов, музеев, библиотек Москвы и Петербурга, а также Австралии, Англии, Франции, Германии и Италии. В издании 1950-х годов было опубликовано только 313 писем. Тогда часть из известных к тому времени писем Миклухо-Маклая (главным образом Александру III, великим князьям, министрам царского правительства) была исключена из готового уже макета. В рассматриваемом томе все они опубликованы, причем в него включены также вновь обнаруженные письма — как появившиеся в печати после начала 50-х годов, так и найденные впервые. Таких никогда [227] не издававшихся писем в новом издании 159.

К достижениям публикаторов с точки зрения поисковой работы нужно отнести издание большого количества вновь обнаруженных писем Миклухо-Маклая из различных архивов и библиотек Австралии. По содержанию они главным образом связаны с его деятельностью в местных музеях и научных организациях. Разыскания в Митчелловской библиотеке, Музее Маклея, архиве Сиднейского университета (все — Сидней) и в архиве штата Квинсленд (Брисбен) были проведены Д. Д. Тумаркиным.

Включенные в пятый том письма снабжены подробными комментариями. Отмечаются обстоятельства появления писем, разъясняются исторические реалии того времени, даются справки об адресатах и упоминаемых в письмах персонажах. Заслуживают высокой оценки источниковедческие примечания к каждому письму. Читатель узнает, что представляет собой источник публикации (автограф, копия и т.п.), как в спорных случаях осуществлялась его датировка, какие пометы встречаются на письмах и кем они сделаны, когда и в каком виде письмо впервые публиковалось, в каких исследованиях о деятельности Миклухо-Маклая данное письмо впервые использовалось или подвергалось анализу.

Источниковая значимость нового издания писем выходит далеко за рамки собственно маклаеведения. Это и существенный вклад в базу данных для изучения истории науки в России, в Австралии, внешней политики Российской империи и соперничества держав в бассейне Тихого океана.

Переписка Миклухо-Маклая значительно расширяет представления о его научной деятельности в Австралии, тогда как ранее эта страница биографии путешественника была документирована весьма скупо. Конкретизируются и наши представления о связях Миклухо-Маклая с деятелями европейской и мировой науки.

Особый интерес представляет впервые публикуемый эпистолярный комплекс политического содержания. Это письма Александру III, министру иностранных дел Н. К. Гирсу, руководителям Морского ведомства вел. князю Алексею Александровичу и вице-адмиралу И. А. Шестакову, контр-адмиралу Н. В. Копытову, обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву. Письма касаются идеи создания Россией своей сферы влияния в Океании, организации Папуасского Союза и основания российской колонии во главе с Миклухо-Маклаем. Это новая, еще мало известная сторона деятельности путешественника. Осмысливать упомянутые письма необходимо в контексте всех известных материалов о его жизни, что является новой и актуальной задачей. Одно собрание опубликованных писем, охватывающих период с 16(28) июня 1864 г. по 15(27) марта 1888 г., дает для такого исследования богатейшие возможности.

"Политические письма" Миклухо-Маклая содержат немало оригинальной информации о путях формирования российской политики в Тихом океане, о взаимоотношениях в этой связи путешественника и первых лиц в правительстве России. В этих письмах содержится много интересных фактов и оценок, касающихся положения дел в Австралии, Новой Гвинее и некоторых других европейских колониях на островах Океании. В целом австрало-океаническая часть эпистолярного наследия Миклухо-Маклая является ценнейшим российским источником по истории этой части света. В более широком контексте это и существенный источник по истории международных отношений и колониального раздела Океании в конце 70-х — первой половине 80-х годов XIX в.

Кроме писем в том входят разделы "Записки в защиту островитян Океании", "Публицистические статьи", "Материалы к проекту русской колонии на Тихом океане", "Автобиографические документы и материалы". В каждом из них есть какие-то новации: помещены материалы, не входившие в упомянутый пятитомник, либо публикуемые теперь по архивной рукописи, либо не издававшиеся в переводе на русский язык, либо, наконец, вообще не фигурировавшие в научном обороте.

Том снабжен великолепными иллюстрациями — портретами лиц из окружения Миклухо-Маклая и его адресатов в разных странах. Часть портретов взята из бумаг путешественника, остальные разысканы в старых изданиях и архивах.

Том не лишен недостатков. Коль скоро издание академическое, то ряд писем Миклухо-Маклая, написанных не по-русски, следовало бы опубликовать на языке оригинала. Это, впрочем, понимали и сами ответственные редакторы, оговорив невозможность такой публикации "не зависящими от редакции причинами" (с. 6). Жаль, что не опубликованы письма адресатов Миклухо-Маклая, которые послужили поводом для писем путешественника или, наоборот, стали ответом на его обращения. Отрывки из таких писем или пересказ их содержания в ряде случаев приведены в примечаниях. Однако это далеко не всегда представляется достаточным.

Редакторы сообщают, что "подробные указатели ко всему Собранию сочинений публикуются в шестом томе" (с. 8). Думается, это неудачное решение. Отсутствие указателей в каждом, включая и рассматриваемый том, крайне неудобно для читателя. Шестой том пока не вышел, и сейчас найти необходимую информацию в пятом томе очень трудно. А сколько лет будут разделять выход первого и шестого томов (?!).

В тексте тома встречаются опечатки и огрехи. Например, на с. 226 (письмо № 231) текст "Consulat Imperial de Russie a Nagassaki" переведен [228] в подстрочном примечании так: "Русское (кстати, почему не Российское. — Б. К.) императорское консульство в Сингапуре". В примечании 2 к письму № 311 (с. 688) читаем: "О князе В. С. Оболенском см. примеч. 1 к телеграмме № 357". Но обратившись к указанному примечанию на с. 709, узнаем, что об упомянутом князе можно получить информацию из "примеч. 2 к письму № 311".

В целом же пятый том Собрания сочинений Н. Н. Миклухо-Маклая является публикацией, что называется, "нового поколения". Это плод огромного, скрупулезного, любовного труда, дань объективному научному подходу к наследию великого сына России и одновременно гражданина мира. Материалы тома будут способствовать воссозданию правдивого образа Н. Н. Миклухо-Маклая, помогут воспринимать его таким, каким он был в реальной жизни.

Б. Н. Комиссаров,

доктор исторических наук,
зав. кафедрой истории нового времени
Санкт-Петербургского университета

Текст воспроизведен по изданию: Н. Н. Миклухо-Маклай. Собрание сочинений в шести томах. Т. 5. Письма. Докумены и материалы // Новая и новейшая история, № 3. 1998

© текст - Комиссаров Б. Н. 1998
© сетевая версия - Тhietmar. 2020
© OCR - Николаева Е. В. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Новая и новейшая история. 1998