ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА В КОЛОНИИ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ, Г. КЛОЧКОВА.

Приуготовления к путешествию. — Плавание от Кронштата до С-т Яго, одного из островов Зеленого мыса. — Разлучение с кораблем Елисаветою, и соединение с оным в порте Прае.

1821 года. Предметом сего путешествия было доставление разных товаров в Колонии Российско-Американской Компании.

Для сего назначены были бриг Рюрик в 180, и корабль Елисавета в 220 тоннов (Бриг Рюрик прежде того совершил путешествие вокруг света, на иждивении покойного Государственного Канцлера Графа Н. П. Румянцева, под командою Лейтенанта (что ныне Капитан 2 ранга) Коцебу; а корабль Елисавета куплен в Кронштате у купца Мораша.), исправленные починкою и [86] снабженные провизиею, бриг на два, а корабль на один год; экипаж первого состоял из 30-ти, а последнего из 31-го человека; на каждом судне было по 8-ми коронад. Оба судна снабжены астрономическими инструментами, хронометрами, картами и книгами.

Сентябрь. По изготовлении к плаванию, груз брига состоял в железе, парусных полотнах, холсте, бумажных материях, кожах, стекляной и глиняной посуде, медных листах, кузнечных и плотничных инструментах, ржаной муке, ржи, насыпанной в мешках; а корабль Елисавета повез рожь, мыло и сальные свечи.

5. При тихом ветре, оба судна вышли на Кронштатский рейд; остановились между цитаделью и Ризбанком. 12-го числа, получил я от Главного Правления Российско-Американской Компании инструкцию, в которой предписано было следовать обоим судам около мыса Горна, на пути остановиться в Эльсиноре, купить для команды рому, виноградного вина и нужные карты; потом для освежения зайти на остров С-т Яго, в порт Прай, далее в Рио-Жанейро, откуда, обойдя мыс Горн, отпустить корабль Елисавету к [87] острову Ситхе; оный долженствовал, для роздыху команды, зайти на острова Маркизские; мне с бригом надлежало, по обходе Горна, следовать в Валпарейзо, или Концепцион, а оттуда к Алеутской гряде на остров Атху, и снабдив на оном промышленых товарами, продолжать плавание к острову Ситхе, в порт Ново-Архангельск, где оставить корабль Елисавету, сняв с оного коронную команду, и возвратиться около мыса Доброй Надежды в Россию, на пути заходить в Маниллу, или куда представится удобность, для освежения команды и налития водою.

Сентяб. 13. В 1/2 6-го часа вечера, при наставшем SSO легком ветре, оба судна вступили под паруса. Отсалютовав крепости 7-ю выстрелами и получив от нее равный салют, мы простились с Россиею.

14. С полуночи ветр стал свежеть, в 2 часа миновали мы остров Сескар, в 6-ти Италиянских милях (Мили везде разумеются Италиянские, как обыкновению считают мореплаватели.); а в 9 часов утра, прошли по 9 сторону Острова Гогланда, и встретили шедшие от [88] города Архангельска в Кронштат корабль и фрегат; к полудню ветр отошел к SW-ту, и погода сделалась пасмурная; барометр показывал 29.56 (Деление в Английск. дюймах.), термометр +8 1/2° теплоты.

Сентяб. 16. В полдень, но прочищении пасмурности, открылся город Ревель; а в 4 часа, при крепком SW риф-марсельном ветре, пошли мы по N-ю сторону острова Наргина. Вскоре густая пасмурность и туман закрыли от нас корабль Елисавету; для избежания худых последствии, на обоих судах звонили рынду.

18. В 8-м часов утра, при брамсельном ветре от SO и ясной погоде, соединились мы с кораблем Елисаветою. Дагерордский маяк находился от нас в 18-ти Италиянских милях на SO 51 1/2°. В полдень обсервованная широта места была 58° 36' 25'' N, долгота по хронометрам 20° 24' W от Гринвича; склонение компаса по азимуфу найдено 13 1/2° W. Барометр показывал 29 6, термометр +8 3/4°. Много прилетало с берегу на бриг трясогузок и синиц.

Сентяб. 28. По утру увидели мы остров Аланд, а в 10 часов вечера, [89] прошли маяк на Христианеоре, в 9-ти милях; ветр дул от OSO ровный, но при облачной погоде; с нами шло и купеческих судов, в разном направлении.

29. Имея марсельный от OSO ветр и облачную погоду, в 1/2 4-го часа ночи прошли мы Борнгольмский маяк, в 4-х милях; к полудню густая пасмурность с туманом скрыла от нас корабль Елисавету; а в 6 часов вечера за штилем стали на якорь в Кеге-бухте, по близости острова Драко.

30. По рассвете, приехал к нам с острова Драко лоцман для приводки к Эльсинору; вскоре при наставшем S ветре, вступили мы под паруса, и пошли Королевским фарватером, в котором соединился с нами корабль Елисавета. В полдень прошли Копенгаген; в 3 часа остановились на Эльсинорском рейде, совершив плавание от Кронштата в 17 дней, которое продолжилось бы только пятеро суток, если б не противные ветры и худые качества в ходу корабля Елисаветы. Желая как можно скорее оставить Эльсинорской рейд, я того же вечера был на берегу у нашего Консула Г-на Пахерта; отдав ему нужные бумаги, просил купить для команды обоих [90] судов небольшое количество рому и виноградного вина.

Октяб. 10. В продолжение стояния до сего числа, большею частию за противными ветрами, оба судна изготовились к плаванию, и я успел съездить в Копенгаген купить нужные карты у Датского Контр-Адмирала Левенерна. В 8 часов утра, при легком южном ветре, суда вступили под паруса, отсалютовав Кронборгу 7 выстрелами и получив равный салют. Вскоре Кронборгский замок закрылся от нас на SO 8 1/2°; барометр показывал 30. 13, термометр +9°. В сие время видели мы несшийся по воде труп утопшего иностранного матроза. Ветр постепенно начал крепчать, и ночью взяли у марселей все рифы.

Октяб. 11. От SSO риф-марсельный свежий ветр и малооблачная погода способствовали нашему плаванию; но корабль Елисавета, при всех парусах, далеко отставал от брига, и к ночи всегда надобно было ложиться в дрейф, дабы соединиться с оным. В 5 часу вечера прошли Шкагенский маяк, около которого видели до 50-ти лавирующих судов.

18. С самого вступления нашего в Немецкое море, ветры постоянно дули из [91] SW-й четверти, но с переменною силою: большею частию крепкий, при облачной погоде. Не имея надобности заходить в Англию, и чтобы не терять времени, я решился итти между Шотландских и Оркнеских островов, и в 7 часов вечера на острове Сайде увидели мы вертящийся маячный огонь, который постоянно закрывался чрез три минуты; но как наставшая пасмурность и темнота препятствовали нам обойти остров Сандо, то до рассвета легли мы в дрейф.

Октяб. 19. Но рассвете увидели мы остров Фанер-гиль, и к заявлению нашему, риф, простирающийся от острова Сандо к NNW на 6 миль, который на картах не означен; ходящий же на оном большой бурун способствовал нам обойти его и следовать к северу.

22. При облачной погоде, солнце показывалось изредка, и ровный от SSW брамсельный ветр способствовал нам удаляться от берегов Шотландских к западу. В полдень по обсервации имели мы широту 59°. 11. N., долготу по хронометрам 9° 27' W от Гринвича; барометр показывал 29. 62, термометр —5° стужи. Изредка шел град и снег. К 8 часам вечера ветр сталь [92] крепчать; барометр вдруг опустился на 28. 7; к северо-востоку все небо сделалось черно-багровым, и по временам сверкала молния. Кораблю Елисавете дан от меня сигнал приготовиться к шторму; тогда же на бриге убрали все паруса, спустили брамстенги и остались под грот-марселем, всеми рифами зарифленным, и фоком. К 11 часам сделался штиль, молния более и более увеличивалась; но в исходе и часа, вдруг нашел от NO жестокий с бурею шквал, сопровождаемый тучею града. Бриг положило на левой бок, и четыре палубные доски ушли в воду; сломало фалшборт; водою унесло часть запасного рангоута и всю живность; но расторопностию людей успели мы спуститься от ветра к западу. Я и команда беспрерывно обливаемы были волнением; буря установилась от востока, с сильными порывами; волнение развело до неимоверной высоты; барометр показывал 28. 4, термометр —4 1/2° стужи. Блеск молнии увеличивал ужас сей картины (После мы узнали, что в сию бурю, около Англии и других мест, погибло и разбилось 110 по судов.). Беспрестанное [93] жжение фалшвеера показывало место брига, но корабль Елисавета не отвечал ни одним; зная худые его качества и малочисленность команды, я много о нем беспокоился.

Октяб. 23. По рассвете, буря ни сколько не утихла; а с высоты стенг не могли мы увидеть своего спутника. — Бриг шел к западу по 10 миль в час; волнение беспрерывно ходило по палубе и обломало на обоих шкафутах фалшборты; коронады принайтовили за палубные рымы и кнехты, в помощь вантам заложили тали. Облака неслись быстро, осыпая нас градом. — К полудню буря стала утихать, и в полдень, по счислению, находились мы в широте 58°. 35' N, в долготе 11° 38' W; барометр показывал 29.5, термометр —4 1/2 стужи.

Октяб. 26. Крепкий унтер-зейль от SSW со шквалами и дождем, принудил нас остаться под штормовыми парусами. При чрезвычайно большом волнении, бриг шкафутами черпал воду; дабы облегчить оные, убрали коронады вниз. Около 8 часов утра летал кулик, который старался сесть на бриг, но ветром относило его прочь. В полдень, по счислению, широта места была 57° 5' N, [94] долгота 13° 27' W. — К полуночи ветр стал стихать, и небо прояснело.

27. Южный тихой ветр, при леном небе, позволил нам несши все возможные паруса и править к западу. Все наши старания увидеть своего сопутника остались тщетными. В полдень, по обсервации, находились мм в широте 56° 53' N, долготе по хронометрам 14° 14' W; по азимуфу найдено склонение компаса 34° W. Лишь только успели кончить наблюдение, как ветр перешел к SSO, и стал дуть шквалами с пасмурностию; к ночи превратился в шторм. Днем изредка видели бурных птиц и пестрых чаек, которых иногда матрозы ловили маленькими крючками; но они вовсе не годились в пищу.

Ноябрь 4. До сего числа мы измучились от жестоких и противных ветров, кон дули постоянно от SW и приносили с собою дождь; пользуясь оным, налили мы 8 бочек воды, которою команда перемыла белье. В прежние мои два путешествия, команда мыла белье в соленой воде, от чего оно всегда было сыровато, и производило на теле красные прыщи; но ныне я не упускал случая собирать дождевую воду, которая служила [95] для сей потреби во всю кампанию. Сего числа ветр отошел к северо-востоку, дул ровно при леном небе, и позволил править нам к юго-западу. В полдень обсервованная широта места найдена 50° 8 1/2' N, долгота по хронометрам 17° 4 1/2' W; барометр показывал 29. 15, термометр +10° теплоты. Множество морских свинок играло около брига, и доставило команде немалое удовольствие.

Нояб. б. Ветр благоприятствовал нам почти от одного румба NNO, но с переменною силою; иногда крепчал до унтер-зейля, при облачном небе. По утру увидели под ветром шедший бриг под одним грот-марселем; но как он не подымал флага, то мы и не знали, какой был нации. Перемена в температуре воздуха стала очень чувствительна; в полдень обсервованная широта места была 45° 34 1/2' N, долгота по хронометрам 20° 36' W; по азимуфу склонение компаса найдено 23° W; барометр показывал 30. 2. термометр 13°+. Приходя тогда в среднюю широту параллели, мы поставили коронады по местам.

Нояб. 12. Ветр отошел к востоку, и дул ровно при ясном небе. В 7 часов утра, впереди брига открылся [96] остров Св. Михаила, из числа Азорских островов; восточная его оконечность много походит на остров Гогланд, но гораздо выше. Оставя его вправе, мы шли к Югу, и вскоре под ветром увидели Португальский бриг и шкуну, идущие к острову. В полдень обсервованная широта места была 37° 34' N, долгота по хронометрам 25° 6' W. Хронометры наши показывали по пеленгам и обсервованной широте места, 4 мили к Востоку; остров же Св. Михаила, в полдень находился от нас на SO 40°, в 20 милях. В 4 часа по полудни, увидели острова Гюмерсон и Св. Марии, которые оставили мы вправе.

Ноябрь 17. Сего дня, при OSO ветре и ясной погоде, прошли мы параллель пика Тенерифа, одного из Канарских островов, и видели галиас, идущий контр-галсом к Востоку. Множество летучей рыбы открыло новое зрелище для команды; за ними беспрестанно гонялись бониты; сих последних мы наловили много крючками, и имели свежую пищу. В полдень обсервованная широта места была 27° 42' N, долгота по хронометрам 22° 51' W; склонение компаса по азимуфу найдено 20° W. Барометр показывал 32. 00, [97] термометр 18°+. Пользуясь хорошею погодою, команда проветривала свое платье.

Ноябрь 20. Продолжая шиши к Югу, и имея пасад от Востока, изменявшийся на два румба, в полдень по обсервации находились мы в широте 23° 42' 30'' N, в долготе по расстоянию и хронометрам 22° 14' 17'' W; склонение компаса по амплитуду найдено 170 17° W; барометр показывал 30. 15, термометр 20°+. В 4 часа по полудни прошли тропик Рака, в долготе 22° 7'' W. Тропические птицы около брига летали беспрестанно.

26. В 7 часов утра, в мрачности увидели мы остров Май, из числа островов Зеленого мыса или Капвердских. Приближась к оному на 1/2 миля, пошли в параллель берега; на южной оконечности оного видели довольно порядочное каменное строение и три Португальские барки. К полудню открылся остров С-т Яго; а в два часа остановились мм на рейде порта Прая, где стояли два Португальских брига и один Американский; но нашего сопутника, корабля Елисаветы, не было. Плавание от Эльсинора совершили мы в 46 дней, каковая медленность произошла от худого хода нашего сопутника. Экипаж брига был совершенно [98] здоров. Я послал офицера на берег к Губернатору, с извещением о нашем приходе, и с просьбою о позволении налиться водою и запастись свежею провизиею, также узнать, не был ли здесь корабль Елисавета. В вечеру возвратившийся с берега офицер донес, что корабля Елисаветы здесь не было; таковое известие опечалило нас всех; но не опасаясь дальнейших с ним дурных последствии, мы надеялись увидеться в Рио-Жанейро. Получив от Губернатора Дона Антонио де Марко позволение налиться пресною водою, спустили мы гребные суда, и изготовили порожние бочки, дабы ранее утром отправить их на берег.

Ноябрь 27. По отправлении на берег двух гребных судов, со штурманом, за водою, остальною командою стали мы исправляться и вытягивать такелаж. До обеда ездил я на берег к Губернатору, надеясь условиться с ним в доставке на бриг мяса, зелени и проч. Но он советовал ранее по утру посылать гребное судно на берег, и самим закупать на рынке, куда ежедневно поселяне привозят дичь и зелень.

Описывать город и рейд, нахожу я излишним: все сие известно уже из [99] путешествия Капитана Головнина; мне остается присовокупить только, что Соединенные Штаты имеют ныне здесь своего Консула, у дома коего подымается и флаг его нации.

В вечеру пришли на рейд Французское трехмачтовое купеческое судно из Бордо, и Американской бриг; первое идет в Кантон, а последний в Бразилию.

Крепкие северо-восточные ветры препятствовали работе: трудность наливать воду и доставлять оную на бриг отымала много времени; а ходящие около берега буруны причиняли даже опасность. Для облегчения команды, нанял я Негров, которые способны здесь к таковой работе.

Сего дня Французское судно салютовало крепости 21 выстрелом; но ему отвечали 15. Таковая надменность Португальцев побудила меня не входить с ними в сношение о салюте. Я прежде имел уже случай узнать сие на опыте: когда в 1816 году, на корабле Кутузове, пришли мы в Рио-Жанейро, то на салют наш не отвечали ни одним выстрелом; и хотя жаловались мы на сие бывшему нашему Министру Балк-Полеву, [100] а он Королю, который обещал по выходе нашем салютовать; но обещание его исполнено не было. В вечеру, с крепости сделано рекашетом два выстрела по Французскому судну, дабы оно не имело фонаря на грот-брамстенге.

Изготовясь во всем, подняли мы гребные суда и стали сниматься с якоря; но вскоре увидели выходящий из за мыса корабль Елисавету. Все обрадовались; тотчас закрепили паруса и отдали более канаты, а корабль, прошед нас, стал на якорь. Командир оного, Штурман Кислаковский, приехал на бриг и донес мне следующее: «во время нашествия жестокого шквала, 22 Октября, хотя у него все паруса были закреплены, но один фок на гитовах оставался; не успели обрасопить фока-рея, и фок лег на ванты; судно почти совершенно положило на бок, это не удивительно; ибо корабль хотя был загружен и по вантпутены, но в свежий брамсельный ветр всегда одна доска шкафута была в воде. Будучи в положении 1 1/4 час, корабль не слушал руля, пока обрезали фок и первая жестокость шквала прошла; тогда корабль встал и пришел в прежнее положение; впрочем другого вреда не [101] случилось; экипаж весь был здоров; но тихие ветры и худой ход корабля замедлили его плавание.

Дабы не терять времени, в тот же день начали возить пресную воду, и исправлять корабль, в чем следовало; с брига послан был в пособие барказ с людьми. Не смотря на все предосторожности, во время наливания водою, два человека из вольнонаемных или промышленных ушли с корабля; по замечанию команды, они всегда были задумчивы. При всех стараниях наших и Губернатора отыскать их не могли.

Плавание обоих судов от порта Прая до Рио-Жанейро.

Декабрь 1. К полудню, корабль Елисавета, при общем содействии, был готов вступить под паруса; но командир оного просил остаться еще до утра для поиску бежавших. Снисходя на его просьбу, я с бригом снялся в вечеру с якоря, и держался под парусами у входа рейда, в ожидании корабля. Во время стояния на якоре, определена широта нашего места 14° 53' 38'' N, долгота по хронометрам и пеленгам 23° 37' 30'' W от Гринвича; склонение компаса по [102] азимуфу, найдено 13° W; возвышение воды в новолуние до 7 футов.

На рейд порта Прая можно заходить по необходимости, и то разве только на короткое время: коралловое дно, трудность наливания водою, не вкусное сухое мясо, которое при нас продавалось на Русский курс по 60-ти копеек за фунт, делают пребывание там весьма неприятным, хотя впрочем дичь, лимоны, апельсины и плантенсы довольно дешевы, но и то меняют на лоскутки платья или белья, а за деньги не продают.

Декабрь 2. В два часа по полудни, корабль Елисавета соединился с нами, и известил телеграфом, что все поиски над беглецами остались тщетны. Ветр дул крепкий от ONO; мы правили к Югу, намереваясь пересечь экватор в 21° W долготы; но туман не давал нам видеть вперед даже на 1/2 мили. Летучая рыба и бониты сопровождали нас.

12. Тихий от SO брамсельный ветр с переменною погодою, дозволил нам заняться нужною такелажною работою. Множество дельфинов, бонитов и летучей рыбы, ежедневно являлось около брига. Сего числа, для дня рождения Государя Императора, при раздаче в полдень [103] команде белого вина, выпалено с обеих судов по 13-ти выстрелов, с поднятием флагов; широта места обсервованная 3° 15' N, долгота по хронометрам 19° 8' W; барометр 30, термометр 24°+.

Декабрь 15. Тот же Юго-Восточный пасад с переменою на два румба, но очень тихой. По утру прошло мимо нас, от S к N, трехмачтовое судно, под Американским флагом. В полдень обсервованная широта места 1° 4' N, долгота по хронометрам 21° 50' W; склонение компаса по амплитуду сыскано 12° 57' W. Изредка видели мы летающих тропических птиц, и малолетучей рыбы.

Декабрь 16. В 1/2 7-го часа по полудни, оба судна перешли экватор, в долготе 23° 20' W, и вступили в Южное полушарие. В сие время видели мм весьма странное явление: из облаков млечного вида составилась радуга, и концы ее исчезли в горизонте Океана, один к востоку, а другой к западу, образовав совершенные ворота. При сем случае выпалено было с обоих судов по 7-ми выстрелов; команде дано по чарке белого вина; били в барабан; обливались водою; наряд Нептуна и Амфитриды также не был забыт. [104]

Декабрь 25. До сего числа ветр дул довольно свежий и постоянный от OSO; иногда изменялся на два румба и отходил к ONO; с полудня с небольшим шквалом и дождем, дул от NW, но не долго, и перешел к ONO. Широта обсервованная в полдень 15° 59' S, долгота 32° 7' W; склонение компаса по амплитуду найдено 4° W; барометр 29. 7, термометр 22°+ в тени. В вечеру прошла мимо нас Португальская барка. Летучая рыба, и так называемые скакуны, кои гораздо менее бонита, но шире, попадались в большом количестве. Праздник Рождества Христова команда провела довольно весело; сверх порции, в вечеру давали ей по чарке белого вина.

31. Ничего особенно примечательного не случилось. Ветр продолжался от ONO в разной силе. По утру, при совершенной тишине Океана, видели в разных местах белые полосы, по направлению ONO и WSW, то есть, по течению. Мы спустили гребное судно и зачерпнув ведром воды, привезли на бриг; когда процедили сквозь полотно, то остались белые зернышки, род икры; а по рассмотрении в микроскоп, мы увидели зародыши рыб. В полдень обсервованная [105] широта места была 21° 17' S, долгота по хронометрам и расстоянию 37° 32' W; склонение компаса 1° W; барометр показывал 30, термометр 24°+. После полудня поймали на крюк морского пса или шарка, весом в 3 1/2 пуда; мясо его, сколько ни старались разваривать, никак не годилось в пищу, а кожу, по высушке, с пользою употребляли в столярной работе.

1822. Генварь 1. Новый год встретили мы открытием Бразильского берега, и на нем мыса Томаса. Имея свежий ONO ветр, спустились в параллель берега; и приятное зрелище представилось глазам нашим: рощи апельсинных, лимонных и кокосовых деревьев, частые плантации с белеющими домиками; все сие приводило нас в восхищение.

2. При восточном ветре и ясной погоде, в 5 часов утра увидели мыс Фрио, который в полдень отстоял они нас в 22 милях. Широта места обсервованная 22° 44' S, долгота по хронометрам 40° 4' W; склонение компаса найдено 4° W. По полудни в 4 часа, увидели Португальскую военную корвету, которая выпалив из пушки, легла в дрейф; я подошел с бригом, и также лег [106] в дрейф; вскоре с корветы приехал офицер, посмотрел пашпорт, пожелал нам благополучного пути и возвратился на судно, которое называлось Мария де ла Гардия; Капитан Диего Джорж; здесь имел он станцию для осмотра судов. Мы снялись с дрейфа и пошли в параллель берега.

Генваря 3. По рассвете увидели мы у входа залива Рио-Жанейро островки: Круглой, Розалию, и так называемую Сахарную голову, и крепость С. Круц, между которыми спустились на рейд; а в 4 часа по полудни остановились на глубине 9 сажен, грунт ил, противу города, окончив плавание от С. Яго в 33 дня и имея экипаж на обоих судах совершенно здоровым. Только что успели мы остановиться на якорь, как посетили нас Вице-Консул Кильхен и из крепости офицер, с которым условился я о салюте, когда на крепости поднимут штандарт, чтоб отвечать равным числом выстрелов. Г. Кильхен сообщил мне, что Консул Лангсдорф еще не возвратился из России, и что на берегу между Королевскими и Бразильскими войсками несогласия продолжаются; сие видно было по движению народа; на пристани [107] и у дворца стояли на часах несколько граждан с пиками. Таковые неприятные слухи заставили меня поспешить исправлением судов; что ж касается до продажи здесь товаров по назначению Главного Правления Российско-Американской Компании, то я совершенно нашел сие невыгодным: ибо в продажу назначены были свечи и мыло, чего сюда навезено много из Буэнос-Айреса. На здешнем рейде нашли мы три фрегата, четыре брига и четыре блок-шипа Португальских, Английский 46-пушечныи фрегат Аврору, и до 90 купеческих судов разных наций.

Генваря 4. В 9 часов утра, на крепости подняли Королевский штандарт; мы отсалютовали аи выстрелом, и получили взаимное приветствие. Распорядив людей по возможности к работам, поставили мы на Крысьем островке палатку и свезли инструменты и хронометры для поверки.

Повторять описание Рио-Жанейро, учиненное уже многими путешественниками, я считаю излишним. При нас, жизненные припасы вообще были довольно дороги: дрова даже продавались счетом [108] по 5 Испанских пиастров, или 26 р. 40 к., за сто полен.

Января 27. Как ни поспешали мы исправлением судов, но ранее 27 Генваря не могли быть в готовности; исправив и вытировав такелаж, выконопатили борты, выкрасили палубы, налились водою, и запаслись дровами и свежею провизиею. Таким образом приготовились мы для обхода мыса Горна, и хотя время года было уже несколько упущено, но по известным мне правилам, я решился обойти около оного.

Командир корабля Елисаветы представил мне, что по малочисленности его команды, трудно ему управлять парусами, особливо при обходе мыса Горна, где могут случиться бури. Согласно его представлению, я прибавил на корабль 10 человек вольно-наемных из Англичан и Американцев, до Вальпарейзо. В вечеру сняли мы с островка палатку, и перевезли инструменты и хронометры на бриг. По многим наблюдениям якорного места, найдена широта 22° 54' 12'' Z, долгота по расстоянию луны от солнца и хронометрам 43° 14' 58'' W, от Гринвича; склонение компаса 5 1/2° O; барометр не возвышался более 30. 74, и не опускался [109] ниже 29. 84; термометр Реомюров в тени не показывал более 28°+ теплоты.

(Окончание в след. книжке)

Текст воспроизведен по изданию: Путешествие вокруг света в колонии Российско-американской компании, г. Клочкова. // Северный архив, Часть 24. № 21-22. 1826