Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 253

Донесение И.А. Купреянова в Главное правление РАК об эпидемии оспы в российско-американских колониях, проведении прививок и заслугах лекаря Э.Л. Блашке в борьбе с болезнью

№ 481

4 ноября 1838 г.

При донесении № 479 я приложил для сведения Главнаго правления копию с рапорта ко мне г-на лекаря Блашке 1, полученнаго мною из Уналашки на шкуне «Квихпак». Из него Главное правление усмотреть изволит все подробности относительно оспы как в самой Уналашкинской гавани, так и по островам, посещенным г-ном Блашке при объезде его восточнаго края того отдела. При возвращении его 22 сентября по благополучном прекращении в Уналашкинском отделе смертности от ветренной оспы на бриге «Байкал» в Ново-Архангельск г-н Блашке представил мне рапорт о посещении им и западнаго края того отдела. Прилагая при сем копию с сего рапорта и с представленных им ведомостей о числе умерших вообще от оспы и других болезней в продолжении сего лета в Уналашкинском отделе и о числе людей, коим ныне была привита там предохранительная оспа 2, не лишним считаю для Главнаго правления нижеследующия подробности вообще о сем поветрии в Уналашкинском отделе, кои мне лично сообщил г-н Блашке, и о мерах, предпринятых им для скораго пресечения онаго.

Прививание предохранительной оспы начато было г-ном Блашке в Иллюшикском селении 28 мая. Окончивши ее на всех жителях гавани и прививши ее приезжавшим из ближних селений алеутам, он, оставя всех жителей в хорошем здоровьи, отправился 19 июня в восточной край Уналашкинскаго отдела, поручив правителю конторы отправить в его отсутствие фельдшера Репина по ближним к гавани селениям для прививания оспы остальным и не выпускать ни одного приезжающаго из других селений без прививания. В восточном крае г-н Блашке привил оспу всем жителям, исключая 40 человек, бывших на северном берегу Аляксы для промысла моржей, коим взяли на себя привить ее байдарщики Гомзяков и Чеботной. 27 июля на обратном пути из Унги в Уналашку он на Акуне только узнал от тоена Панькова о распространении оспенной эпидемии и нашел здесь и в Уналашке еще несколько больных. 29 июля он возвратился в Уналашку. Несмотря на его поручение, оспа в ближайших к гавани селениях была привита Репиным поздно, незадолго до прибытия г-на Блашке, а партовым алеутам, приехавшим из западнаго края, и другим прибывшим туда в продолжении этаго времени, она совсем не была привита. 9 августа только он мог отправиться в западный край, где оспа уже, исключая одного селения, везде была распространена. Здесь было только 80 человек здоровых, коим он и привил оспу и, оставив этот край тогда только, как уже не было там опасно больных, г-н Блашке обратно прибыл в Уналашку 25 августа. Число привитых в продолжении лета 1 086, число умерших 147, из них 13 от других болезней, привитых умерло 5 и 39, коим оспа была привита с неизвестным успехом, не привитых померло 90.

Ход болезни, говорит г-н лекарь Блашке, был большею частию легкий и весьма многие умерли (как после разъяснилось) от собственной неосторожности и употребления неуместных средств и содержания. Они употребляли неумеренно часто гнилую китовину в пищу, ходили часто в баню и сильно парились, старались содержать в бараборах неимоверный жар, следствием чего были духота и зловоние, и из них выходили на холод и дождь, после этаго, конечно, часто простуживались, употребляли в продолжение болезни обильно весьма крепкие настои из горячительных трав и прокалывали весьма неосторожно и грубым образом по всему телу оспинки и выпускали гной, после чего часто делались воспаления, язвы и антонов огонь. Прикладывали принесенные на зоре с лайды холодные камни к сердечной ложечке и ели собранную там же холодную морскую капусту и проч. Больные, которых я еще застал, были напротив того весьма послушны и с охотою принимали средства и строго исполняли советы. [371]

Пять селений: Шишалдинское, Моржевское, Бельковское, Павловское и Унгинское остались еще в неизвестности, распространилась ли в них оспа или нет! Ехать еще раз туда г-н Блашке не решился, потому что по уверению тоена Панькова в это время года уже весьма сомнительно, чтобы можно было туда доехать и потому, что он все так и прибыл бы туда уже по прекращении болезни. Непривитых, исключая вышеупомянутых 40 человек алеут, в Унге нет, ибо г-н Блашке на обратном пути повторил прививание у тех, у коих оно в первый раз было безуспешно, следовательно, он надеется, что, если оспа там и распространилась, то она и слабее в силе.

Весьма понятно всяк и каждому, хотя несколько знающему алеут, их образ жизни и предразсудки, что они сами чрез то наносят себе вред, что и было ныне при прививании между ими оспы. Это самое замечено более между теми, кои находились далее от непосредственнаго, ближайшаго (можно сказать, невозможнаго всюду здесь) и надлежащего 3 присмотра за ними. Из алеут же работников Компании при Уналашкинской гавани не было ни одного умершаго. Притом степень смертности от оспы в разных местах показывает ясно при тех же средствах значительную разность. В холодных климатах действие ее было губительнее, как сравнив Кадьякский отдел (в том числе Нушагак) с селением Росс, и между индейцами и в близких между собою климатах время года сделало отличие, как видно из сравнения также Кадьякскаго отдела с Уналашкинским, в коем была оспа летом, а в Кадьяке зимою.

После всего писаннаго мною о г-не лекаре Блашке не могу умолчать и не довести до сведения Главнаго Компании правления отличныя его действия и труды при оказании помощи в Уналашкинском отделе в продолжение объездов его на 2 000 верст на байдарках, разстояние, какое обыкновенно объезжает по службе уналашкинский священник и другие должностные лица в продолжении двух лет, он же совершил путь сей в одно лето и из 120 дней был не в разъездах только 30 и, окончив везде свою обязанность надлежащим образом. Таковая отличная деятельность в значительных трудах сугубо налагает на меня обязанность просить Главное Компании правление об исходатайствовании г-ну лекарю Блашке заслуженнаго во всех отношениях знака отличия, к которому и имею честь его вторично представить.

Нельзя не пожалеть, что не выполнено в совершенной точности распоряжение его правителем Уналашкинской конторы Алексеевым, но сей столь любимый алеутами человек, вероятно, не думая, сделал неумышленно до некоторой степени сею своею сговорчивостию и добротою, не удержав, как надлежит, при гавани, допустил разъезды некоторым из алеут по их жилищам.

NARS-RRAC, РГАВМФ, ф. 1375, оп. 1, д. 41, л. 191 об.-195. Запись в журнале исходящих документов.


Комментарии

1. Донесение № 479 от 4 ноября 1838 г. // NARS-RRAC, РГАВМФ, № 1375, оп. 1, д. 41, л. 184-188 об. Рапорт Э.Л. Блашке в деле отсутствует.

2. Указанные копии в деле отсутствуют.

3. Подчеркнуто в документе.