Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

29. ПРОЕКТ БЕЗБОРОДКО ПО ПОЛЬСКИМ ДЕЛАМ 1791 ГОДА

(АВПРИ. Ф. "Секретные мнения КИД". Оп. 5/1. Д. 588. Т. 1. Л. 239- 243об. Резолюция Екатерины: "Не Подолию отдать туркам, а Пруссию полякам, естьли Бог велит". - Там же. Л. 238)

Проект о Польше колико полезен для Российской империи в том нет нужды распространяться. Посредством исполнения сего проекта приобретены будут обширные и плодоносные земли, населенные многочисленным отважным, с нами единоверным и от России единственно чающим спасения своего народом. Он умножит страшную военную силу и послужит в нужном случае к замене внутри государства многих чрезвычайных рекрутских наборов. Польша престанет быть для нас пугалищем, по видам соседей границы наши найдутся в полной безопасности. Приобретения венского и берлинского дворов ни мало с нашими не сравнятся.

Утвердившись таким образом в пользе сего плана, которого, впрочем, исполнение со многими соображениями, трудностями и знатными издержками сопряжено, не угодно ли будет Вашему Императорскому Величеству в ответе ко князю Григорию Александровичу сказать, что приемля за благо его план и желая, дабы обстоятельства способствовали произведению его в действо, Ваше Величество даете ему именование Гетмана войск Казацких Екатеринославских, предоставляя на собственное его усмотрение, когда он рассудит за благо объявить рескрипт, который тут же приложен будет, и притом отдав ему на примечание не возбудит ли иногда употребление сего названия в Польше беспременно внимание и тревог во вред дела. Ваше Величество полагать изволит, что для надежного производства в действие сего плана необходимо нужно мир с турками и шведами. Относительно последнего здесь приложено будет всемерное старание поспешествовать, отдаляя всякие затруднительные притязания, сколько то может сходствоваться с достоинством Вашим и государства Вашего. Что же принадлежит до мира с турками, успехе оружия, им преподносимого, столь далеко уже распространено, что следовало бы ожидать большей податливости со стороны сего неприятеля, всюду побежденного. Итак, остается желать, прежде всего, чтобы Бог увенчал его мирную негоциацию таким добрым успехом, каким благословил военные подвиги. С восстановлением мира с Портой откроется и путь к начинанию толь важного дела, которое, казалось бы, всего удобнее предпринять при возвращении войск наших через Польшу, разве бы король Прусский прежде обнажил или свои замыслы, нам вредные, или же окромя оного отторгнул от Польши в пользу свою Торунь, Данциг и другие места. В подобных же крайних случаях и нам уже крайние надлежало бы [653] предпринять средства, отлагая на сторону всякое уважение. Что касается до оружия, нужного для наших единоверцев в Польше, согласие ваше на то ему известно из секретного указа от 6 июля сего года, в силу которого от него запасено предписание посредством генерала-поручика Кречетникова. На тульском оружейном заводе оное заготовлено под предлогом настоящей надобности военной. А как тут нужны быть могут и пушки, то и оные удобно отлить в Брянске или же на заводе, основанном в Екатеринославском наместничестве, причем Ваше Величество дозволяете ему по его усмотрению обратить на переделку и захваченное у неприятеля оружие.

Впрочем, по течению времени и дел будут от Вас ему доставляемы и дополнительные ему по сей материи предписания.

В подобных случаях, где только важная в соседстве предпринимается революция, нельзя обойтиться без нынешних и у себя мер осторожности. Первая заключается в том, что покуда дело производимо будет и своего совершенства достигнет, границы наши поставлены были в безопасность от польских набегов; а потом и нужно иметь войска в Малороссии и Белоруссии. Вторая состоит в удержании там полного спокойствия в земле. Правда, что в Малороссии все помещики имеют в ненависти имя гетмана, ибо хотя из живых никто не помнит вреда и разорения от измены мазеповской, но в свежей имеют памяти, что последний гетман был им тягостней своею гордостью, разными притеснениями, наипаче относительно присвоения многих имений, что он не хотел им способствовать в получении уравнения чинам тамошним с российскими во классах и прочее; да и все даже и отставные спешили уже с себя сложить прежние свои назначения, заменяя оные военными и статскими чинами; но число помещиков есть малое в сравнении казаков и поселян тамошних, у которых при оплошности начальства легко может возбудиться мысль к беспокойству. Для сего нужно, чтобы там было доброе начальство, всего лучше при отряде войска для охранения тамошних границ посылаемого. Назначить генерала надежного, твердого, благонравного и беспристрастного, которому в случае отлучки наместника тамошнего или при его расслаблении можно было бы вверить и команду над губерниями.

На бумагу о Белоруссии не изволит ли Ваше Величество ответствовать, что усмотрение, его касающееся, до прекращения тако называемой унии весьма основательны и, конечно, их в действо производить нужно; но что принадлежит до принуждения помещиков польских жить в Белоруссии, то сие не совсем сходствовало бы с трактатами и с правилами, по коим у нас многие в чужих краях жили, и что не хотите, чтобы на Вас нарекания были подобные сим, кои все на Вас подобные клали, которые все на императоров кладут ответственность за разные распоряжения.