СОЧИНЕНИЕ ПО ЭТИКЕ XV ВЕКА

XV век занимает особое место в истории развития общественно-философской и естественно-научной мысли Средней Азин. В это время наблюдается оживление культурной и научной жизни среднеазиатских народов. В Самарканде в первой половине XV в. с развитием торговли, строительства, ремесла большое внимание уделяется естественным наукам. Появляются крупные ученые — математики, астрономы во главе с Улугбеком: Казы-заде Руми, Али Кушчи, Гиясэддин Джамшид и др.

Другим центром науки и культуры был Герат. Здесь жили и творили гениальные поэты и мыслители — Абдурахман Джами и Алишер Навои.

Одним из крупных ученых того времени был уроженец Шираза Джалалиддин Давани (1427-1502). Он был хорошо знаком с учеными и поэтами Герата и Самарканда. находился в тесных отношениях с астрономом Али Кушчи и разделял его мнения по большинству вопросов. Давани написал примечание к книге Али Кушчи «Шархи тажрид-ул калом». Оно дошло до Али Кушчи, который лестно отозвался о замечаниях Давани 1.

По словам Хондамира, многие ученые Герата, Византии, Азербайджана, Кермана. Хормуза. Табаристана, Хорасана. Джурджана приходили к Давани, чтобы получить у него знания 2.

Давани, в свою очередь, «использовал труды ученых Византин, Хорасана, Туркестана, известных ученых, живших при правителе султана Абу Саида Тимури» 3.

Основные произведения Давани — «Трактат о буквах», «Трактат о Жафре», «Трактат о подтверждении необходимого», «Этика Жалоли», комментарий на «Критическое изложение логики и диалектики» Саадиддина Тафтазани и др.

Произведения Давани были очень популярны в Средней Азии. Он оказал большое влияние на среднеазиатских правоведов и ученых, занимавшихся этическими вопросами, Его последователь Мирзаджан (ум. 1586 г.), известный ученый и комментатор трудов Давани, приехал из Шираза в Бухару, где стал наставником крупного бухарского ученого, автора ряда философских работ Юсуфа Карабаги. А. А. Семенов считал, что именно с прибытием Мирзаджана в Бухару начинается знакомство народов Средней Азии с философией Давани 4.

Давани многое сделал для популяризации трудов мыслителей прошлого. Он был хорошо знаком со взглядами Аристотеля, Фараби, Ибн Сины, Насриддина Туси. Давани известен как основной комментатор произведений Иби Сини по логике. Давани защищал доктрину Ибн Сины от нападок теологов ислама, продолжая линию Тахтани 5. «Скрытые науки, — писал Хондамир, — которых не решали Абу Али ибн Сина и ученый-энциклопедист Туси, встали во всем блеске перед его (Давани. — X. А.) взором и сокровенные тайны, которые оставались тайнами первому (Аристотелю. — Х. А.) и второму (Фараби, — Х. А.) учителям, осветились его пером» 6.

Одно из важнейших произведений Давани — «Ахлоки Жалоли» («Этика Жалоли») 7. Написанный на персидском языке, этот философско-этический труд имеет важное значение для изучения этической мысли эпохи Навои.

Создавая свое произведение. Давани опирался на передовые идеи Фараби, Ибн Мискавейха, Насриддина Туси, Алишера Навои и других прогрессивных мыслителей. В предисловии к книге говорится, что она написана по просьбе правителя из династии Ак-Коюнлу Узун Хасана для его сына Султана Халила.

Отправным положением этики Давани было прогрессивное для того времени понимание задач философии. «Философия, — пишет Давани, — состоит из познания состояния бытия, каким оно существует в действительности» 8. Он не был материалистом, но в понимании многих вопросов философии у него явно сказываются материалистические тенденции.

Давани, как и его предшественники, занимался классификацией наук. Следуя установившейся традиции, он делил философию из теоретическую и практическую. Но Давани детально не разбирает теоретическую философию, а сразу переходит к проблемам и задачам практической философии, которая, по его мнению, занимается вопросами этики, жизни общества, политики, управления государством. [54]

Этика Давани имеет конкретный смысл» она тесно связана с практической деятельностью человека. Этика, с его точки зрения. изучает поведение и поступки людей и должна служить руководством в личной жизни каждого человека.

Как и его предшественник Фараби, Давани делил свойства человека на врожденные и приобретенные. Он критиковал тех, кто считал нравы людей только врожденными и неизменными. Не отрицая наличия врожденных качеств у людей, мыслитель полагал, что большинство основных достоинств человек приобретает с малых лет, в процессе жизни. Каждое свойство человека со временем способно к изменению и обновлению, оно постоянно развивается и совершенствуется. «...Если бы нрав (человеческий) не был в состоянии изменения, то оказались бы бесполезными познание и размышление и были бы напрасными воспитание и политика» 9.

Давани обстоятельно характеризует категории. качества морали, указывая пути приобретения их людьми. Прогрессивный рационалист своей эпохи, он верил в познание мира человеческим разумом. Во всех своих поступках человек должен руководствоваться велением ума. Так, Давани писал, что «храбрость тогда будет истинной, когда действие ее происходит по велению ума и целью ее является приобретение достоинства» 10.

Вопрос о справедливости, стоявший в центре внимания мыслителей Востока, Давани понимал в очень широком смысле. Справедливость ом рассматривал в тесной связи с умственным развитием человека. «Справедливым человеком можно назвать такого, — писал Давани, — который уравнил все свои силы и все действия, которые вытекали по велению разума умеренным образом. Никакая сила не должна требовать большего от назначенной доли разумом» 11.

Справедливость, по Давани, должна вести людей к счастью. Ей противостоит насилие, зло. «Если справедливость является совокупностью всех совершенств, то зло — се противоположная сторона, совокупность всех недостатков».

Учение Давани о справедливости и зле косило абстрактный, внеклассовый характер. Он критиковал низкие поступки люден (трусость, насилие и др.), но не мог понять их социальные причины, указать реальные пути их устранения. Все свои надежды мыслитель возлагал на воспитание и самосознание людей.

К числу высших человеческих достоинств Давани относил занятие науками, причем наиболее полезными он считал астрономию, математику, медицину, называя их «благородной профессией». «Математика является точной (наукой), в ней проявляется твердость характера» 13. — писал Давани.

Давани высоко ценил роль музыки, особенно в эстетическом воспитании молодого поколения. Он писал, что «начало музыки нужно искать из природы и нет никакой мелодии приятнее, чем звук природы» 13. Этика Давани была направлена на совершенствование человеческой личности и достижение счастья.

Один из разделов изучаемого труда Давани посвящен общественно-политическим вопросам. По мнению Давани, в материальном мире все существующие предметы и вещи тесно связаны между собой. И человек также связан с окружающими предметами, не может жить без них. Люди не могут обходиться без помощи друг друга, человек не может существовать без общества.

Когда люди, пишет Давани, «соединяются и оказывают помощь друг другу, когда по-настоящему беспокоятся за другого, тогда, в результате взаимопомощи и обмена, появляется проторенная дорога справедливости, упорядочиваются средства жизни, укрепляется положение людей и охраняется человеческий род» 14.

Давани уподобляет общество организму человека, который не может существовать без взаимной помощи органов. — например, печень нуждается в помощи сердца, сердце не может действовать без печени, а оба они получают питание от мозга.

Взгляды Давани на возникновение общества близки воззрениям Фараби. Давани считал, что люди должны объединяться в города. Как и Фараби, он подразделял города на «невежественные» и «добродетельные». «Это такой город. — писал Давани о «добродетельном городе», — для жителей которого лежат правила приобретения счастья и устранения несчастных явлений» 15. По Давани, таким городом должны управлять умные, справедливые и храбрые люди.

Давани делит жителей «добродетельного города» на различные группы. К первой из них он относит ученых, которые должны принимать активное участие в управлении городом. Будучи самыми близкими людьми правителя, они должны вместе с ним решать различные вопросы жизни города. Они отличаются высокой сознательностью и их занятия состоят в познании истин бытия.

Вторая группа призывает людей к совершенству. своими проповедями, советами и выступлениями контролирует мнения людей. удерживает их от гнусных поступков.

Следующая группа следит за соблюдением законов справедливости между жителями города. Они занимаются математикой» медициной, астрономией. [55]

К четвертой группе относятся воины, которые охраняют город и его границы от врагов.

Пятая группа связана с экономикой, материальной жизнью страны. Это купцы, ремесленники, сборщики налогов и т. п.

Иные группы характерны для «невежественного города», жители которого идут путем несчастий и бедствий. «Невежественные города» населены лицемерами, подражающими ученым и писателям. Далекие от истины, они сбивают людей с правильного пути и, выставляя себя мудрецами перед простым народом, добиваются высокого положения. По мнению Давани, жителя «невежественного города» никогда не достигнут совершенства и счастья.

Как известно, в феодальном обществе прогрессивные мыслители все свои надежды возлагали на «справедливого царя». Давани также считал, что но главе «добродетельного города» должен стоять умный и справедливый царь, великодушный и решительный. осведомленный о недостатках своего государства и знающий пути их устранения.

По мысли Давани, если правитель поступает несправедливо, у людей появляется склонность к алчности, лжи и другим гнусным поступкам. Вспомним, что аналогичная мысль проводится и в произведениях Навои. «Действие и поведение того человека, который служит и подчиняется правителю. бывает похоже на действия правителя. Если царь является справедливым, то в поступках его подданных появляются признаки справедливости. А если он является угнетателем, то его подданные тоже хотят угнетения» 16.

Давани полагал, что состояние государства зависит от четырех слоев людей. Первый — это писатели, чиновники, писцы, ученые, законоведы, судьи, инженеры, астрономы, медики, математики. Второй — воины. Третий — торговцы, купцы, богачи и ремесленники. Последней, четвертой категории людей Давани придавал большое значение. Это представители сельского хозяйства, крестьяне, хлебопашцы. Давани, как и Навои, даст высокую оценку труду земледельца, ставит его выше других категорий людей, считает крестьянина основным производителем материальных благ, обеспечивающим своими продуктами все другие слои населения. «Без их усилия, писал Давани о крестьянах, — человеческие личности уничтожаются..., потому что Другие категории для существования ничего так много не создают, как они. а наоборот, созданное перевозят с одного места на другое или передают другому (т. е. продают) или же их видоизменяют» 17.

«Ахлоки Жалоли» Давани сыграла большую роль и формировании этических взглядов многих ученых. Так, Абу Тохир Ходжа Самарканди (XIX в.) в своем этическом произведении «Ахлоки Музаффари» («Этика Музаффара») называет Давани своим наставником.

Давани высоко ценил человеческий разум, его способность познавать мир и выявлять истину. Он старался показать превосходство точных наук над божественными. Все это имело, безусловно, прогрессивное значение в условиях Средней Азии эпохи феодализма.

Разумеется. Давани был сыном своего времени, и его учение находилось под влиянием господствовавшего тогда религиозно-идеалистического мировоззрения. Давани не мог подняться до понимания материальных основ формирования и изменения морали, ее классовой природы, раскрытия подлинных причин исторического развития общества и т. п. Описывая «идеальное общество», мыслитель возлагал все надежды на «справедливого царя». Его «добродетельный город» был утопичным, неосуществимым в эксплуататорском обществе.

Но при всем этом следует подчеркнуть, что лучшие, передовые для своего времени взгляды Давани оказали большое влияние на развитие прогрессивной социально-этической мысли эпохи Алишера Навои.

X. Аликулов


Комментарии

1. Хондамир. Хабиб-ас-сияр, т. III, ч. IV. стр. 111. Литография, хранится в ИВ АН УзССР, инв. № 11910.

2. Там же.

3. Али Мухаммад Таьризи. Ранхонат-ул-алаб (на перс. яз.), т. 3, Тегеран, 1949, стр. 26.

4. А. А. Семенов. Забытый среднеазиатский философ XVII века и его трактат о сокрытом, Ташкент. 1928, стр. 139.

5. Тахтани — ученый XIV в., комментатор трудов Ибн Сины.

6. Хондамир. Указ. соч., т. III, ч. IV, стр. 111.

7. Ахлоки Жалоли, ркп. ИВ АН УзССР, инв. № 7703.

8. Там же, л. 32.

9. Ахлоки Жалоли, л. 25.

10. Там же.

11. Там же, л. 47.

12. Там же, л. 20.

13. Там же, л. 59.

14. Там же, л. 135.

15. Там же, л. 151.

16. Навои. Махбубул кулуб, Сочинения, т. 13, стр. 188 (на узб. яз.).

17. Ахлоки Жалоли, л. 164.

Текст воспроизведен по изданию: Сочинение по этике XV века // Общественные науки в Узбекистане, № 5. 1970

© текст - Аликулов Х. 1970
© сетевая версия - Тhietmar. 2021
© OCR - Андреев-Попович И. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Общественные науки в Узбекистане. 1970