Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 60

1666 г. марта 4.Память из Посольского приказа в Сибирский приказ о принятии джунгарских тайдж Чокура и Сенге в подданство и отправке в сибирские города грамот, разрешающих торговлю с ойратами

/л. 36/ Лета 7174 марта в 4 день. По государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, указу окольничему Родиону Матвеевичю Стрешневу да дьяком Григорью Порошину да Льву Ермолаеву.

В нынешнем во 174 году присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, черных калмык Сенга да Чокур да сын ево Баахан тайши послов своих Чинку с товарыщи бити челом, чтоб великий государь пожаловал, велел им, тайшам, с улусными их людьми быти под своею царского величества высокою рукою в подданстве, и своим великого государя ратным людем войною на них ходить не велел, и с торгом бы улусным их людем к Томскому городу ходить поволил. А где он, великий государь, велит им быть на своей великого государя службе, и они /л. 37/ против всякого его великого государя неприятеля, так же и на ослушников ево государевых с улусными своими людьми войною ходить готовы.

И великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, их, тайшей, по их челобитью пожаловал, под своею царского величества высокою рукою в подданстве им быти велел, и улусным их людем с торгом к своим великого государя сибирским городом, к Тобольску и к Томску, посылати поволил, но немноголюдством, чтоб от многолюдства в торгех с рускими людьми ссоры и задоров не было. А что они, калмыки, грабили в своих улусех, идучи ис Китай тарского сына боярского Ивана Перфильева и тобольского бухаренина Сеткула Облина 1 , и тот бы грабеж велели они, сыскав, прислать в [129]

Томской и отдать воеводам сполна 2 . И впредь хто по его великого государя указу посланы будут в Китайское государство или в Бухары с его великого государя грамотами служилые люди или для торгу с товары, и они б, тайши, тех ево великого государя посланных иных тайшей от улусных людей оберегали и грабежу чинить над ними никому не давали, и для береженья улусных своих людей в провожатых с ними, в Китаи и ис Китаи к Томску идучи, до коих мест доведетца, посылали. А которые его великого государя люди ис Тобольска и ис Томска и из-ыных сибирских /л. 38/ городов для торгу с товары учнут к ним в улусы приезжать, и они б велели у себя в улусех торговать повольною торговлею, и товаров у них сильно отимать и калмытцких своих товаров сильно на них наметывать не велели. И о том о всем от великого государя к ним, калмытцким тайшам, писано в его великого государя грамотах, и послы их отпущены.

А с ними для береженья посланы томской сын боярской Василей Литусов да казаки.

А великого государя жалованья послано к ним, тайшам, до Томска с томским сыном боярским с Васильем Литусовым с товарыщи: к Сенге-тайше — 10 аршин сукна лундышу, 5 аршин сукна зеленого да камки и отласу по 10-ти ж аршин, по цене всего на 50 рублев, а Чекуру и сыну ево Бахану тайшам — сукна лундышу по 10-ти ж аршин да по камке да по отласу глаткому, всего по 40-у рублев человеку. А ис Томска те великого государя грамоты и жалованье велено послать к тайшам с томским сыном боярским з добрым да з служилыми людьми, с кем пригож, с их же послы вместе.

И как впредь от тех тайшей учнут приходить с торгом к Тобольску и к Томску их улусные люди, и в тех бы горо/л. 39/дех боярину и воеводам велеть смотреть и беречь накрепко, чтоб калмыцких людей было немноголюдно, и остереганье от них держати большое, и торг их давати от города подале, а в город калмыцких людей, опричь послов, не пускати.

А руским людем учинити заказ крепкой, чтоб они с калмыки на торгу ссоры и задоров не чинили. И о том о всем указал великий государь в те городы послать свои великого государя грамоты из Сибирского приказу (См. док. № 62).

И по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, указу окольничему Родиону Матвеевичю Стрешневу и дьяком Григорью и Льву (Григорий Порошин и Лев Ермолаев) учинити по указу великого государя.

По склейкам и под текстом припись: Диак Ефим Юрьев.

На л. 39 об. справа: Справил Михалко Посников.

На л. 36 об. помета: По сему государеву указу послати ево государевы грамоты, а торговым людем, которые учнут с калмыки торговать, заказ учинити и смотрити того велеть накрепко, чтоб они с калмыки торговали неперерывом и их бы калмыцких товаров не выдораживали, а руских не дешевили. А будет которые руские люди учнут с калмыки торговать в захват и их калмыцкие товары дорожить, а руские дешевить, и сыщетца про то допряма, и тем торговым людем велети чинить наказанье и правити пеня, смотря по винам, чтоб иным неповадно было так делать.

ЦГАДА, ф. Сибирский приказ, стб. 646, лл. 36-39. Подлинник.


Комментарии

1. О поездке тарского сына боярского И. С. Перфильева и тобольского служилого бухарца Сеиткула Аблина в Цинскую империю см.: Русско-китайские отношения в XVII веке. Т. 1, док. № 91, 92, 96 и др.

2. В приказе Большой казны И. Перфильев сказал, что 17 марта 1661 г. приходили на Аблаевы улусы племянники Батура-хунтайджи Ахай и Дайчин и взяли у него казенных товаров 16 камок, 3 бобра, 3 барса, 3 бархата и 3 нерпы, «а в то место дали им своих худых 3 бабришка да бархатишку 7 аршин да в 8 лоскутках камок 20 аршин, и те де камки 20 аршин взяла в Калмыках Аблаева жена».

31 января 1665 г. из Тобольска в приказ Большой казны прислал тобольский воевода «яхонтов и лалов и винисок по московской цене на 196 рублев на 14 алтын на 4 деньги. А в отписке написано: то каменье сыскал у калмыцких людей Сеткул Аблин». В 1666 г. было прислано с С. Аблиным «великого государя казны узорочного товару — яхонтов и лалов по московской цене на 54 рубли на 27 алтын на 4 деньги, а то каменье Сеткул Аблин сыскал в Калмыках» (Русско-китайские отношения в XVII веке. Т. I, док. № 114, с. 251).