Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 234

1684 г. не ранее ноября 11 *.Отписка иркутского воеводы Л. К. Кислянского енисейскому воеводе К. О. Щербатову о приезде джунгарских послов и торговых бухарцев и о присылке распоряжений о порядке взимания пошлин с их товаров

(* Датируется на основании сказки красноярского сына боярского Г. Ермолаева (ф. Иркутская приказная изба, оп. 1, д. № 69, л 28))

/л. 26/ Государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, боярину и воеводе князю Костянтину Осиповичю Леонтей Кислянский челом бьет.

В нынешнем во 193 году ноября в 8 день пришли к-Ыркуцкому острогу из Мугальской земли мимо Тункинского острогу калмыцкого Бушухту-хана посланец Мергун-косючи да Мерген Баахан, да с ним ж пришло торговых людей бухарцов с товары, з женами и з детьми и с юртами 70 человек на сте на семидесяти верблудах, всех 30 юрт 1 . И того ж числа по указу великих государей велел я тех посланцов и бухарцов взять в-Ыркуцкой на посольской двор переговору их слушать. А как они взяты были на посольской двор и что в розговоре говорили, и как встречя против того посланца учрежена была стойка, тому посольская записка и листы под сею отпискою (В тексте далее зачеркнуто: А в острог их взять не приказал для того, чтоб им про иркуцкие острожные крепости было не ведомо).

И после того посольства ноября ж в ... (Число в тексте не проставлено) день велел я таможенному и заставному голове Ивану Штинникову с товарыщи да приставом Андрею Савельеву, Григорью Кибиреву, Тимошке Полежаеву у тех торговых людей у бухарцов для таможенных пошлин товаров осмотреть и переписать на роспись, и ту роспись за руками принесть в приказную избу.

И таможенной и заставной голова Иван Штинников с товарыщы, осмотря у тех бухарцов товаров, переписали, а переписав, тем товаром подали мне они, Иван Штинников с товарыщы, за руками роспись 2 . И с тое росписи, списав список, под сею отпискою послал я в Енисейск к тебе, боярину и воеводе князю Костянтину Осиповичю, с товарыщы.

Да в-Ыркуцком же в приказной избе допрашиван передо мною красноярской сын боярской Григорей Ермолаев. — Как приходят в Красноярской острог из розных землиц посланцы, а с ними или собою торговые люди-бухарцы или иноземцы, пошлины с них на великих государей в [438] Красноярском остроге или в-ыных сибирских городех емлют ли и товары у них, осмотря, переписывают ли, и по оценке ль с них пошлины или товарами емлют?

А в допросе он, Григорей, сказал. — В Красноярском де остроге с посланцов, которые приходят из розных землиц, пошлин на великих государей с них не емлют, а з бухарцов де и с-ыных иноземцов торговых людей пошлины емлют. Только де емлют не по оценке ж, приносят де бухарцы и иные торговые люди-иноземцы с своих товаров пошлины в казну великих государей повольно товарами ж, а в неволю де с них не емлют для того, чтоб де их, иноземцов, тем не ожесточить и впредь бы де им поваднее было в Красноярской с торгом ходить. Да и деньгами де с них пошлины берут же: будет они, иноземцы, ис товару высидят. А в Томском де и в Тобольском городех с посланцов пошлин в казну великих государей не берут же, а с торговых де людей с-ыноземцов десятую пошлину в казну великих государей с их товаров по оценке против руских торговых людей деньгами и товарами берут сполна.

И против ево Григорьевы скаски послал я из приказной избы к таможенному и заставному голове к-Ывану Штинникову с товарыщы память, чтоб он, Иван, о пошлинах с посланцов и з бухарцов — торговых /л. 27/ людей чинил по указу великих государей и применяся ево, Григорья Ермолаева, скаски, потому что наперед сего о пошлинах с посланцов и з бухарцов имать ли из-Ыркуцкого, в Енисейск к тебе, боярину и воеводе князю Костянтину Осиповичю, с товарыщы я писал. И о том ко мне в-Ыркуцкой из Енисейска от тебя боярина и воеводы, от князя Костянтина Осиповича, с товарыщи указу не бывало. Впредь о том что ты, боярин и воевода князь Костянтин Осипович, с товарыщи укажешь.

А сметных и пометных прошлого ... (Дата испорчена) году списков за скудостью бумаги писчей в-Ыркуцком не делано, да и впредь делать [неве]домо на чем: бумаги в-Ыркуцком нет и в острогах, которые блиско Иркуцкого, нет же.

ЦГАДА, ф. Иркутская приказная изба, оп. 1, д.69, лл. 26-27. Отпуск.


Комментарии

1. В октябре 1684 г. иркутские казаки Андрей Савельев и Григорий Кибирев подали сказку в Иркутской приказной избе, в которой сообщили, что джунгарских послов они встретили в Тункинском остроге и привезли в Иркутск, а у них было по счету 170 верблюдов, в том числе 70 верблюдов шло под юртами и кормом, 10 верблюдов под работными людьми и детьми, а 90 шло с китайскими товарами, с табаком и чаем, бумагою хлопчатою, овчинами и мерлушками (ЦГАДА, ф. Иркутская приказная изба, оп. 1, д. № 69, л. 35).

2. В росписи иркутского таможенного и заставного головы И. Штинникова значилось: «у посланца Мергеня-хошучи: 20 портищ камок и отласов большой и малой руки, 6 ширей телятенных, и в тех ширях 700 концов китаек большой и середней и малой руки, и даб и кушаков китайских, шири чают и табаку.

У Баахан Мергеня: 15 портищ камок и отласов добрых и плохих, 7 ширей телятенных, а в тех ширях 400 концов китаек большей и середней и малой руки, да даб и кушаков китайских 200 концов да 6 ширей чаю и табаку. Да с ним ж бухарцов торговых людей, а у них 37 ширей телятенных с китайскими товары большой и середней и малой руки з дабами и с кушаками китайскими. А по счетам в тех ширях китаек большей и середней и малой руки и даб и кушаков во всякой шире по сту коньцов. Итого по счету 3700 концов китаек большей и середней и малой руки и даб и кушаков китайских. Да у них же, бухарцов, в привозе чаю и табаку 75 ширей, 20 ширей с овчинками и с мерлушками мугальскими» (ЦГАДА, ф. Иркутская приказная изба, оп. 1, д. № 69, л. 36).