«НАСТОЯТЕЛЬНЕЙШИЕ НУЖДЫ ПАМИРСКОГО РАЙОНА»

Записка И. Л. Зарубина. 1917 г.

В мае 1915 г. известный востоковед, исследователь Памира И. Л. Зарубин 1 по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии отправился в свою вторую экспедицию на Памир 2. Он стал «секретарем по административной части» Памирского отряда, который возглавлял полковник И. Д. Ягелло 3. Пребывание в этой должности позволило И. И. Зарубину детально ознакомиться с системой управления Памирским районом, сложившейся со времени присоединения его к Российской империи. Вернувшись с Памира, он подал помощнику военного министра генералу В. Ф. Новицкому 4 записку об устройстве Памирского района, датированную 6 мая 1917 г. 5. В ней он, излагая свои взгляды на реформирование системы управления этим отдаленным краем бывшей Российской империи, подчеркивал, что уполномочен русской администрацией и колонией на Памире выяснить отношение Временного правительства к этому району. Всей полнотой власти там, военной и гражданской (административной и судебной), был наделен начальник Памирского отряда. Фактически же, утверждал И. Л. Зарубин, власть находится в руках переводчиков из местных жителей. На населении лежат тяжелые повинности по снабжению русских постов, не установленные ни законом, ни обычаем, что побуждает местных жителей бежать в Афганистан.

В Главном штабе, куда поступила записка И. Л. Зарубина, сочли затронутые в ней проблемы лежащими полностью в компетенции местной власти и направили 12 мая 1917 г. копию записки председателю Туркестанского комитета Временного правительства Н. Н. Щепкину 6.

26 июня 1917 г. совещание по делам края при Туркестанском комитете Временного правительства одобрило «Временное положение об управлении Памирским районом» 7. В соответствии с ним все гражданское управление на Памире и административные функции начальника Памирского отряда перешли к комиссару Памирского района, главной задачей которого являлась организация перевыборов местной администрации и создание «повсеместно» новых органов - «народных комитетов». Комиссаром Памирского района был назначен И. Л. Зарубин, прибывший в Хорог 25 июля 1917 г. 8 К нему перешло все гражданское управление на Памире. За начальником Памирского отряда, которым к моменту возвращения И. Л. Зарубина был уже подполковник В. В. Фенин 9, сохранились лишь обязанности непосредственного управления отрядом. В должности комиссара Памирского района И. Л. Зарубин пробыл до февраля 1918 г. 10

Публикуемая записка И. Л. Зарубина не озаглавлена, заголовок дан автором публикации.


[Об устройстве Памирского района]

Русская администрация и колония на Памире обратились к Временному правительству с просьбой выяснить его отношение к Памирскому отряду и всему населению района, указав сведущим лицом меня, как изучающего уже в течение трех лет по поручению Академии науки Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии быт и языки памирских племен (телеграмма министру-председателю ... апреля 11 № 468). В виду сего имею честь представить краткие соображения о настоятельнейших нуждах Памирского района.

Ввиду своего географического и стратегического положения Памирский район, клином [31] вдающийся в афганские и китайские владения, вплотную подходя к Северной Индии, и отделенный природными условиями от остального русского Туркестана - выделеи в особый военно-административный округ, управляемый на основании секретной инструкции командующего войсками Туркестанского военного округа начальнику Памирского отряда 12, которому этой инструкцией вручается власть военная и гражданская, как административная, так и судебная, а также заведование пограничной разведкой. Его помощниками в осуществлении этой власти являются офицеры отряда. Начальник и офицеры отряда назначаются на два года каждый, причем для назначения в отряд не требуется ни знания местных языков, ни предварительного знакомства с бытом населения. Вследствие чего фактически управление находится в руках переводчиков и низшей туземной администрации, которые, пользуясь этим, беззастенчиво эксплуатируют население даже при лучших намерениях русской администрации. Власть же ее, чрезвычайно обширная по инструкции, на деле является совершенно неограниченной, вследствие туманности инструкции и отдаленности района от центральных властей. Чтобы судить о пределах этой власти и о ее применении, достаточно несколько примеров. Пять-шесть лет тому назад на Памирах 13 распоряжением одного из бывших начальников 14 введено публичное телесное наказание плетьми, к которому по приказанию русских властей приговариваются не только мужчины (даже старики и малолетние), но и женщины. В 1915 г. по ошибке был до полусмерти запорот афганский таджик, что едва не вызвало пограничных осложнений. В этом году был случай приговора к смертной казни, вынесенного единоличной властью начальника (приговор этот был представлен на усмотрение командующего войсками и, кажется, утверждения не получил). В области гражданских отношений совершаются - чаще всего по недостаточной осведомленности - вопиющие нарушения правовых основ и местных обычаев. В прошлом и позапрошлом году у многих таджиков была отобрана земля, которою они пользовались больше 30 лет, и передана перебежчикам из Афганистана. Был случай, когда офицер «по ошибке» утвердил развод супругов, из которых ни один о разводе не просил.

На населении лежат тяжелые повинности, не установленные ни законом, ни обычаем, ни даже распоряжением центральных властей. Повинности эти состоят в снабжении всем необходимым расположенных в районе русских постов. Туземцы должны доставлять для нужд постов и отдельных чинов отряда все, что будет приказано, причем расплата производится или по чрезвычайно низкой оценке, или вовсе не производится. Вплоть до нынешнего года от туземцев требовали даже поставки продуктов, вовсе не производившихся в районе, как соль, рис, кишмиш, и их туземцы должны были по дорогой цене и теряя на курсе приобретать из Бадахшана, лишь в этом году (отчасти по моему ходатайству) повинность эта была уничтожена. В порядке повинности туземцы должны доставлять с расстояния нескольких десятков верст к Рождеству елки, яблоки и грецкие орехи. За сажень дров, привозимых на 15-20 вьючных лошадях с расстояния 60-70 верст, платится 4-5 рублей. При этом и эти деньги не всегда доходят до населения, так как низшая администрация добрую их половину оставляет у себя.

При таких порядках неудивительно, что в 1915 году население двух аминств перебежало в Афганистан. И лишь после долгих переговоров часть бежавших вернулась.

Между тем население, девять десятых которого принадлежат к секте исмаилитов, чрезвычайно лояльно и вовсе не фанатично, очень восприимчиво к европейской культуре (с которой оно знакомится чаще всего в Индии, куда таджики часто отправляются с религиозными целями), с охотой отдает детей в русско-туземную школу 15, учится мастерствам и хотело бы с симпатией относиться к русским.

Ныне, когда для всех народов России начинается новая эра, по моему убеждению, явившемуся результатом трехлетнего изучения страны нее обитателей, для спокойного
и безболезненного перехода Памирского [32] района к ноdому строю настоятельно необходимы следующие меры:

1. Разъяснение населению ь простой н доступной его пониманию форме значения ныне совершающихся событий и преобразований (среди некоторых туркестанских народностей падение старого строя понято как отказ русского правительства от государственной власти), а также подготовка к выборам в Учредительное собрание.

2. Переизбрание всех туземных должностных лиц, так как в массе они не соответствуют изменившимся условиям (при этом населению должно быть разъяснено, что всеобщее, прямое, равное н тайное избирательное право есть лишь право (подчеркнуто И. Зарубиным. - В. Б.) населения, но что оно может видоизменять эту избирательную систему, приспособляя ее к своим бытовым особенностям).

3. Передача всех судебных дел в исключительное ведение судебных властей, в соответствии с существующим в остальном Туркестане порядком, - притом необходима отмена телесных наказаний, а также объявление о состоявшейся отмене смертной казни.

4. Отмена всех архаических, ни на чем не основанных повинностей населения, в случае же полной невозможности приобрести действительно необходимые для русских постов продукты иначе, как реквизицией, таковая может быть произведена, но при непременном условии, чтобы порядок ее и расценка продуктов устанавливались особой русско-туземной комиссией.

5. Как для осуществления указанных мероприятий, так [и] для общего надзора за гражданским управлением, а особенно в переходное время, назначение в качестве областного (районного) комиссара от правительства особого лица, хорошо знакомого со страной и населением.

Окончивший юридический факультет Петроградского университета, командированный Академией наук и Русским комитетом для изучения Средней и Восточной Азин в лингвистическом и этнографическом отношениях.

Иван Иванович Зарубин

О последующем прошу меня уведомить но адресу:

Павловск, Госпитальная ул., 3, кв. 8.

РГВИА, Ф. 400 (Главный штаб). On. 1. Д. 4616 Л. 91-93. Машинопись, подпись - автограф.


Комментарии

1. Зарубин Иван Иванович (1887-1964) - востоковед-иранист, профессор ЛГУ (1938-1949 гг.).

2. Юсупов Ш. И. И. Зарубин на Памире // Памироведение. Вып. 2. Душанбе, 1985. С. 38-39.

3. Ягелло Иван Дионисьевич (1865-1942) - востоковед, полковник, начальник Памирского отряда (1906-1907, 1914-1917 гг.).

4. Новицкий Василий Федорович (1869-1929) - генерал-лейтенант, помощник военного министра (1917 г.).

5. Российский государственной военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 400 (Главный штаб). Оп. 1. Д. 4616. Л. 91-93.

6. Там же. Л. 94. Щепкин Николай Николаевич (1854-1919) - политический деятель, председатель Туркестанского комитета Временного правительства (1917 г.).

7. РГВИА. Ф. 1396 (штаб Туркестанского военного округа). Оп. 2. Д. 2168. Л. 421-422.

8. Там же. Л. 556 об.

9. Фенин Валериан Викторович (1875-1933) - полковник, начальник Памирского отряда (1917-1918 гг.), председатель Русского дома в Багдаде (1929-1930 гг.).

10. Юсупов Ш. Указ. соч., с. 43.

11. Точную дату документа разобрать не удалось.

12. Новая «Инструкция начальнику Памирского отряда» была утверждена туркестанским генерал-губернатором А. В. Самсоновым 31 января 1914 г.

13. В топонимике того времени употреблялся термин «Памиры». Различались «Большой и Малый Памиры», «Харгош-Памир», «Аличур-Памир», «Тагдумбаш-Памир».

14. Муханов Александр Владимирович (1874-?) - полковник, начальник Памирского отряда (1908-1912 гг.), командир 6-го Сибирского стрелкового полка (1915-1916 гг.), военный агент в Греции (с 1916 г.).

15. Открыта в Хороге осенью 1909 г.

Текст воспроизведен по изданию: "Настоятельнейшие нужды Памирского района". Записка И. Л. Зарубина. 1917 г. // Восточный архив, № 24. 2011

© текст - Бухерт В. Г. 2011
© сетевая версия - Тhietmar. 2023
© OCR - Флоровский Н. 2023
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Восточный архив. 2011