Казацкого атамана подпорутчика Телятникова объявление
[1797 г.]
1-е. Город Ташкент стоит в долине при горе Алатау, из коей проистекает речка Чирчик, которая посредством канала пущенного водою утучняет пашни и довольствует жителей того города. Строение во оном глиняное, кроме мечетей и публичных училищ, медресами имянуемых, обывательских домов щитается до семи тысяч.
2-е. К означенному Ташкинту принадлежат города: Чимкент, Сарам; местечки: Ниясбек, Алтынтюбя, Карабулак, Сарапан, Темир и до десяти деревень; и из всех оных самое дальнее отстоит от того города по примеру за три или за четыре дни езды, полагая на каждой день по пятидесяти верст.
3-е. Жителей в самом Ташкенте щитается до десяти, да в подначальных городах и местечках до трех, всего до тринадцати тысяч человек.
4-е. Ханского войска в Ташкенте и во всей области находится до двух тысяч человек, которыя по большой части из беглых разных наций людей, яко-то: калмыков, узбеков, куканцов, ходжанцов и бухарцов; из природных же ташкинцов весьма мало. Войско сие вооружение имеет троякое: некоторое число вооружено турками, по их обыкновению без замков с фитилями, другая имеют луки со стрелами, а иныя одни копьи и сабли, и состоят на ханском содержании.
5-е. Ташкентской хан имеет также весьма легкую артиллерию, чугунных и железных пушечок до двадцати, коими действуют против случающегося неприятеля с верблюдов. [175]
6-е. Порох делается самими ташкентцами из селитренной земли весьма изобильно, а притом и богатого содержания; свинец же получается из Туркестанта, которой хотя выплавливают и в самом Ташкенте, но весьма мало.
7-е. Ташкент от внутренняго несогласия и междоусобной брани пред сим претерпел много бедствий и управляем был четырью владетельми до времяни нынешняго владельца, как-то: Юнус-хожи, проимянованного уже напоследок ишенем, что значит ханом. Которой четыре власти, пред ним бывшие, истребив, приобрел означенное ханское достоинство, и находится уже во оном двенадцать лет, и достоинство сие у них не наследственное. Со вступления в управление Ташкиниею помянутой хан покорил сильныя две киргис-кайсатские Юсунскую и Чанчъкалшскую волости, наложив на оныя дань, с каждой юрты по одному барану, обязав сии волости в военное время давать потребное число и вспомогательного войска.
8-е. Владелец сей со всеми соседьми имеет вражду, кроме ходжанского, с коим очень миролюбив. Дальнейших же успехов оружия ханского почти ни в чем не видно, запасного провианта имеет по числу своего войска довольное количество.
9-е. Ташкиния изобилует шелком, хлопчатою бумагою, пшеном сорочинским; изобильно также родится пшеница, ячмень, просо, гречуха, полба; из фруктов — виноград, урюк, грецкие орехи; а из плодов — яблоки, груши, дыни и арбузы.
10-е. с нашей стороны область сия имеет нужду в железе, меди, юфтовых кожах, яко весьма необходимых вещах; покупают также сукна и верверет, но для наших купцов невыгодными ценами, ибо надобности в том имеют мало.
11-е. Ташкент с принадлежащими городами и местечками граничит: с востоку — с Куканскою, с юго-запада — с Ходжанскою областями, с северо-востока — с каменными киргизсцами, принадлежащими китайцам; с северо-западу — с киргис-кайсаками. Владеющия же в вышеписанных областях беки имянуются: куканской —Норбута, ходжанской — Худояр.
12-е. Обитатели. Ташкента торговлю, имеют с Бухариею, Ходжантом, Куканом, Кашкарией и даже да Тибета, кои разстоянием: Бухария — девять, Ходжант по дороге, ведущей к Бухару — три, Кукан — три, а Кашкария от Кукана чрез горы - двенадцать дней, Тибет; же из Бухарин - около двух месяцов [176] езды. Из Бухарии получают шелковыя и бумажныя товары, из Ходжанта и Кукана — хлопчатую бумагу, бязи и фрукты; из Кашкарии - китайки, фанзы 89, чай и серебро; а из Тибета — кисеей, кушаки и прочия индейские товары.
13-е. Касательно ж до учреждений и внутреннего управления города Ташкента и всей области, то политического учреждения у них никакого нет. Жители градские и вообще весь народ разделения на достоинства не имеет, и все в одинакой степени. Письмоводство в делах гражданских и политических им неизвестно. Два чиновника, имянуемые казы и дуанбек, из коих: первый — судит брачные и другия спорные дела, второй — между жителями разбирает мелкие ссоры, он же смотрит за торгом. Есть еще у них чиновник рейс, что значит полицейский; сей смотрит за весами и мерами, дабы при продаже и покупке обманов не было; протчия же уголовныя дела: воровство, смертноубивство, пропуск за границу пороха и свинца и ружей — судит сам хан и преступников наказывают смертию. Четверо из старейших градских составляют ханской совет, с коими он как о народных, так и о воинских делах советует; переписки с окрестными владетельми он не имеет, а сносится обо всем словесно.
14-е. Путь к Ташкенту от наших границ чрез Киргис-кайсацкую степь и чрез город Туркестант от тамошних жителей почитается самоближайшей и изобильной водами на Семиполатную крепость разстоянием восьмнадцать дней езды, гористых мест немного, большая часть степью, куда можно проходить и с телегами.
15-е. Принадлежательно ж до проезда нашим в то владение и оттоль их к нам купцам и об отправлении коммерции, то пока кочующих в степи киргис-кайсаков своевольство не истребится, дотоль проследование торговых корованов в оба пути без прикрытия воинской команды подвержено должно быть опасности; ибо начальствующия над волостьми киргиские султаны при проезде корована, а особливо ташкентскаго, под предлогом как будто бы принадлежащей им пошлины, делают чрез подвластных киргизсцов совершенныя грабительства. Напротив же сего, когда бы случилось с нашей стороны быть при караване воинскому конвою, хотя от тритцати до пятидесяти человек нарочно отряженным, а особливо ежели и торговыя люди запасутся вооружением, то б наглость киргиская могла отдалиться [177]
16-е. На тракте к Ташкенту от Иртыша киргис-кайсатской Средней орды кочевья имеют нижеследующие волости: 1-я — Буронайманская под заведыванием Досон-султана, имеет свое кочевье летом и зимою близ реки Иртыша; 2-я - Тобуклинская, в коей почитается начальствующим Ток-султан, кочует оная летом, по речке Тюндуку, а зимует при горе Дегелень; 3-я — Алтайская при Тогум-султане, кочевье летом имеет по речкам Нуре и Уленде, а зимует при горе Баянулу; 4-я — Дюртоульская, 5-я — Чанчар, 6-я — Байбирю, 7-я — Чор, 8-я Каракисек, 9-я— Карсан, 10-я - Кирней, 11-я —Ялчин; и все вообще они называются еще и Каракисетские, состоят под заведыванием Букей-султана. Летом кочевья имеют по речкам Нуре и вершинам Ишимским, зимуют же в каменных горах Эдрее, Кукент, Казалыках и Каркалах; 12-я — Карпу в заведывании Худайменды-султана, летом кочевье имеет по речке Сарасу, а зимует при урочище Актау; 13-я — Тамайская под заведыванием Шагай-султана, кочевье имеет летом вниз вышеписанной речки Сарасу, а зимует между оною и речкою ж Цуем. Здесь оканчивается кочевье Средней орды, а начинается Большая орда, которой волости: 1-я — Кутунчи, 2-я Багыс конратские, пред сим состояли под владением Юнус-хана, но ныне оными управляют Ишим и Булат ханы из рода киргиского. Кочевье сии волости летом и зимою имеют по сю сторону гор Каратау; 3-я — Юсун, 4-я — Сара, 5-я - Сиргели юсунские; кои хотя и подвластными щитаются Юнус-хану, однако ж, имеют и природного своего хана, Таукой 90 имянуемого; кочуют сии волости летом и зимой близ урочища Алатау; 6-я — Чанчкалинская, подвластная вышеписанному Юнус-хану, и кочевье свое имеет около Ташкента.
17-е. В прилежащих же к Ташкенту горах, кроме железных, медных и свинцовых руд, других никаких не запримечено, да и те от неискуства обитателей остаются в недрах земных без обрабатывания. По положению ж мест во внутренность лежащего хребта, хотя и замечается, что должно быть золотым и серебряным рудам, однако ж, в разсуждении встретившагося препядствия от жителей действительно об них узнать было неможно. Что ж касается до разглашенного тамошними обитателями изобилия в золотой песошной руде, то по показанию оного оказалось ништо иное, как эйзенрам. [178]
18-е. Во время ж пребывания нашего в Ташкенте чрез разведывании известно, что золотосодержащая гора имеется близ города Хисара, разстоянием от Ташкента двадцать да от сего четыре, всего двадцать четыре дни езды, близ того города из гор истекает река, Куляп имянуемая, которая впадает в Амударью, а сия в Аральское море и с берегов той Куляп-реки жители хисарские в песке получают золото, которое промывают, и сколько искусство их достигает, сплавливают, и приезжающим купцам оное продают, а иногда вывозят сами в Бухарию.
С подлинным свидетельствовал
генерал-лейтенант Штрандман.
Сентября 20-го дня 1797 года.
Креп[ость] Омская.
АВПРИ. Ф. 132/1. 1796 -1797 гг. Д. 1. Л. 8-10. Подлинник; ГАОО. Ф. 366. Оп. 1. Д. 60. Л. 9-13. Копия; Опубл.: ОНУ. 1961. № 5. С. 64-65
Комментарии
89. Фанза — китайская шелковая ткань.
90. Тауке (Таука) (ум. в начале XIX в.) — третий сын хана Абулмамбета. Унаследовал ханский титул и право владения г. Туркестаном от своего старшего брата хана Болата еще при его жизни. Наряду с оседлым населением этого города ему были подвластны казахи родов племени сргели и сары-уйсун Старшего жуза. На рубеже XVIII-XIX вв. сохранил власть над подвластными казахами, несмотря на завоевание Южного Казахстана ташкентским правителем Иунус-ходжой (Ерофеева И. В. Казахские ханы и ханские династии в XVIII — середине XIX вв. С. 84, 124-125).
Текст воспроизведен по изданию: Путевые дневники и служебные записки о поездках по южным степям. XVIII-XIX века // История Казахстана в русских источниках XVI-XX веков. Том VI. Алматы. Дайк-пресс. 2007
© текст - Ерофеева И. В.,
Жанаев Б. Т. 2007
© сетевая версия - Thietmar. 2015
© OCR - Станкевич К. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Дайк-пресс. 2007