К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ВОСТОЧНОГО БЕРЕГА КАСПИЯ
В 1764-1765 гг. экспедицией Токмачева-Ладыженского впервые была произведена съемка восточного берега Каспийского моря от Мангышлака до Астрабадского залива. Помимо составления описей, а также крупномасштабных карт, важным научным результатом экспедиции явилось открытие залива Кендерли, нанесенного впервые на карту Ногаткиным в 1765 г. 1 Некоторые исследователи (Штейнберг, Богданов) вслед за Багровым считают, что материалы экспедиции в целом послужили основанием для составления карты Ногаткина, хранившейся в архиве Гидрографического управления 2. Однако это не соответствует действительности. На самом деле карта Каспийского моря была составлена Ногаткиным по материалам первого плавания Токмачева и Ладыженского (1764). После второго плавания экспедиции Ногаткиным была составлена «Генеральная карта Каспийского моря... на основании описаний капитана Токмачева, штурманов Панина, Ерофеева, Горбунова и Лопухина (1764-1765) по приказу государственной адмиралтейств коллегии...». Мифический «галерного флота капитан-лейтенант Иван Нагаткин», упоминаемый в «Описании рукописных карт XVIII в.» 3, есть не кто иной, как Ногаткин. Возможно также уточнить приблизительную датировку этой карты. Она составлена не ранее 1765 г., но и не [160] позднее конца 1766 г., когда все материалы по описанию Каспийского моря были переданы А. И. Нагаеву 4.
Прослеживая ход экспедиции Токмачева-Ладыженского, А. Соколов совершенно справедливо отмечает крайне незначительное количество сохранившихся документальных материалов этой экспедиции: «экстракт» из журналов первой экспедиции, сделанный капитан-лейтенантом Ногаткиным для поднесения императрице, краткие донесения о второй экспедиции и переписка по поводу ее снаряжения. По найденным Соколовым сведениям известно, что, помимо немногих дошедших до нас письменных источников, сохранились карты описей «с означением пеленгов: от м. Бурунчук до о. Огурчинского 1764 г., от Тюк-Карагана до Гурьева 1765 г., от Огурчинского до Астрабата 1765 г., Мангышлакской пристани и Кендерлинского залива» 5. Наконец, в 1875 г. Кавказской археографической комиссией был найден и частично опубликован журнал инженер-майора Ладыженского 6.
Поэтому большой интерес представляют обнаруженные среди картографического собрания Военно-ученого архива в Центральном Государственном военно-историческом архиве две карты (оригинал и его черновой вариант), относящиеся к работе экспедиции Токмачева и Ладыженского и заполняющие в некоторой степени пробел, образовавшийся из-за того, что подлинные документы экспедиции до сих пор не найдены, а может быть и навсегда утеряны. Обе карты очень мало отличаются друг от друга, разве что в оригинале более тщательно исполнены надписи и картуши, а также лучшего качества бумага.
«Карта лежащему на восточном берегу Каспийского моря заливам Красноводскому и Балханскому» 7 изображает один из наименее исследованных в то время районов Каспия. Но не только в этом ее значение. Карта имела и другое служебное назначение. Устанавливая точные границы обследованной и неисследованной территории, она являлась тем самым и схемой картографической и географической изученности данного района. Помимо этого, она послужила источником для составления генеральных карт Каспийского моря Ногаткиным и Нагаевым.
Карта составлена в начале 1765 г. без градусной сетки, размер ее 66 х 44 см, масштаб (приближенный) 1:340 000. Красной линией (АВ-АВ) показан, как поясняет легенда, «описанной берег в 1764 г., где показана глубина и якорные места», а линия ВВ-ВВ (желтый пунктир) обозначает места, «никем еще по сие время неописанные» 8. Красная линия «описанного берега» идет с севера вдоль побережья моря, охватывает всю Красноводскую косу, берег Красных вод, Балханский залив и оканчивается на берегу последнего, восточнее о-ва Лабоня. Этой же линией обведены острова: Огюртинской (Огурчинский), Тюленей Дервиш, Красноводской, Лабоня, Окчада, Ступужа, безымянный островок южнее Ступужи и четыре безымянных острова восточнее о-ва Нефтяного, наконец, о. Нефтяной (за исключением его восточного берега). «Никем еще по сие время не описанные» места показаны желтым пунктиром, который, начинаясь от побережья Балханского залива в 1/2 мили восточнее о-ва Лабоня, идет на юг, огибает четыре безымянных острова, охватывает весь восточный берег о-ва Нефтяного и оканчивается прямой, идущей на юго-восток.
Общая характеристика изображенной территории лаконично приводится в легенде: «залив Балханской разделяется описателями на две части, первая названа Красноводской, а другая по высокой горе Балхан, лежащей в конце оного, назван Балханским, перед ним лежит остров: больше длинной, нежели широкой, называемой Нефтяной, потому что найден на нем той материи ключь». Достоверность описываемой карты как исторического источника определяется ее полной тождественностью со сведениями, сообщаемыми в журнале Ладыженского. Документально подтверждается высказанная при описании работ экспедиции 1764-1765 гг. мысль Л. С. Берга о том, что тогда «почти весь остров (Челекен. — [161] Л. Г.), за исключением части восточного берега, был положен на карту» 9.
Обозначенный на карте о-в Тюленей Дервиш отделен от Нефтяного проливом в 3 саж. глубины. На карте Токмачева 1764 г., хранившейся в архиве Гидрографического управления, как сообщает А. Соколов, глубина пролива показана в 3 1/2 сажени 10. Этот «островок, который длиною 8 1/2 верст, шириною весьма узок» 11, отмечается островом и на всех последующих картах, вплоть до карты Колодкина (опись 1809-1814 гг., издана в 1826 г.), хотя на последней между островами Нефтяным и Дервишем показано мелководье, а на юг от Дервиша обозначен «Банк Тюлений». Н. Муравьев, посетивший эти места в 1819-1820 гг., считал, что соединение островов произошло около 1804 г.
На рассматриваемой карте не обозначено соединение о-ва Дарджа с берегом. Между тем, как утверждают некоторые исследователи (Ивашинцев, Берг), во время плавания Токмачева о-в Дарджа уже не был островом, а соединялся с берегом перешейком. Впрочем, несколько позднее 1764-1765 гг. в различных источниках опять появляются упоминания о существовании острова, а не полуострова Дарджа. В документе Министерства иностранных дел от 27 октября 1819 г., в частности, сообщалось, что, по сведениям, относящимся к 1802 г., «в заливе Балханском есть два острова, из которых один называется Нефтяным, а другой — Дерджа» 12. Муравьев упоминает о Дерджа, который «ныне соединяется с твердой землей», а ранее «бывший во времена графа Войновича (1782 г. — Л. Г.) островом» 13. Все эти сведения не противоречат друг другу, а находятся в полном соответствии с изменениями в уровне Каспийского моря. Поэтому промеры глубин (в саженях), нанесенные на карту, являются важными данными для сравнительного изучения уровней моря в различные периоды. Особенно подробно нанесены эти глубины вдоль западного побережья Красноводской косы, вокруг о-ва Огурчинского и западного берега о-ва Нефтяного. Отмечено шесть якорных стоянок: одна — в Балханском заливе, западнее о-ва Лабоня, две — в проливе между Нефтяным и Дервишем, две — у о-ва Огурчинского и одна — западнее о-ва Нефтяного. Начиная от мыса Торта, показаны возвышенности, которые непрерывно тянутся вдоль северного и восточного берегов Красноводского и Балханского заливов, мимо мысов Коплынского (Каялинский) и Короменского. Главнейшие из них показаны на карте — это горы Угланская, Кегрис, Балхан, Шацкая, Ламбыльская.
Весьма пространно рассказывается в легенде карты о значении Красноводского залива, дается краткое описание деятельности экспедиции Бековича, и излагаются обстоятельства ее гибели. Местоположение крепости, заложенной Бековичем на Красноводской косе, обозначается на карте условным значком NB. Под этим же значком в легенде приведено следующее объяснение: «Красноводской залив потому примечания достоин, что на косе оного от Бековича заложена в 1716-м году под высотою полюса 39°50' третья знатнейшая крепость, в которой оставлен гарнизон от него был из двух полков под командою полковника фон дер Вейдена, а второе, и потому что от гор Балхан к северу, а от помянутой крепости на восток побольше ста верст по объявлению находилось место, то, на котором Аму-Дарья имела свое в Каспийское море течение, но как Бекович в своем предприятии был несчастлив, то и в сей крепости оставленной гарнизон претерпел от трухменцов большие нападения…» 14.
Упомянутое в этом описании прежнее русло Аму-Дарьи показано пунктиром на карте и сопровождается небольшим пояснением, что это «место, по которому думают, что река текла, а ныне лес только растет и местами есть вода; сию ж признавают за реку Ацус» (в черновом варианте карты — «Акцус». — Л. Г.).
Л. А. Гольденберг
Комментарии
1. А. Соколов. Описи Каспийского моря с осьмнадцатого века по настоящее время. «Записки гидрографического департамента Морского министерства», ч. X, 1852, стр. 23-24.
2. Л. С. Багров. Материалы к историческому обзору карт Каспийского моря. «Записки по гидрографии», 1912, вып. XXXV, СПб., стр. 58; Е. Л. Штейнберг. Первые исследователи Каспия (XVIII-XIX вв.). М., 1949, стр. 25; К. А. Богданов. Морская картография. Изд. Гидрографического управления ВМС, 1954, стр. 55.
3. В. Ф. Гнучева. Географический департамент Академии наук XVIII века. «Труды Архива АН СССР», 1946, вып. 6, М.-Л., стр. 388.
4. Л. С. Багров неверно указывает дату передачи — 1756 г. («Материалы к историческому обзору...», стр. 62).
5. А. Соколов. Описи Каспийского моря..., стр. 24.
6. Извлечение из журнала инженер-майора Ладыженского. «Акты, собранные Кавказской археографической комиссией», т. VI, ч. II. Тифлис, 1875, стр. 783-797.
7. ЦГВИА, ф. ВУА, № 23301.
8. В более мелком масштабе (1:592 000) выполнена «Карта части восточного берега Каспийского моря» (ВУА, № 23300), соединяющая воедино карту экспедиции Токмачева-Ладыженского с данными «прежних географических печатных карт». На ней дополнительно нанесены места, которые «еще должно вернейше исследовать и описать», заимствованные с карты Нагаева 1760 г.: Хивинский залив, р. Тедиш, населенные пункты — Мункушлак, Корога, Сиуриан (Сиурсиан), Сага Лацавен, Абускон. Любопытно отметить, что на печатной карте Военно-топографического депо 1816 г. (ВУА, № 20647) также изображен Хивинский залив, но назван он Балханским.
9. Л. С. Берг. История исследования Туркмении. «Туркмения», т. I, АН СССР. Комиссия экспедиционных исследований, Л., 1929, стр. 86.
10. А. Соколов. Изменение уровня Каспийского моря. «Записки гидрографического департамента Морского министерства», ч. VI, СПб., 1848, стр. 11.
11. «Извлечение из журнала...», стр. 792.
12. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией, т. VI, ч. II. Тифлис, 1875, стр. 706.
13. Путешествие в Туркмению и Хиву в 1819 и 1820 годах гвардейского генерального штаба капитана Николая Муравьева, посланного в сии страны для переговоров, ч. I. М., 1822, стр. 47.
14. Ф. И. Соймонов. Описание Каспийского моря. Спб., 1763, стр. 28-29.
Текст воспроизведен по изданию: К истории изучения восточного берега Каспия // Вопросы истории естествознания и техники, № 7. 1959
© текст
- Гольденберг Л. А. 1959
© сетевая версия - Тhietmar. 2014
© OCR - Strori. 2014
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Вопросы истории
естествознания и техники. 1959