№ 68

1787 г. не позднее сентября 27. Письмо уфимского и симбирского наместника барона О. Игельстрома султану Ишиму по поводу неподчинения его царской администрации 25.

Ответное письмо киргис-кайсацкой Меньшей орды Ишим-султану.

Получив письмо Ваше, которым оправдаете Вы свои поступки и изъясняете причины, заставившие Вас удаляться здешних мест, имею в ответ на оное Вам сказать, что все зделанныя Вами изъяснении крайне слабо оправдывают Вас в тех поступках, которыя Вы в противность подданическаго долга и послушания предприняли и Вашу неблагодарность открыли. Родитель Ваш высокопочтенный хан от давных лет взыскан [124] высочайшею милостию e.и.в. и имел и имеет щчастие безпрерывно оною пользоваться, в которой и Вы и братья Ваши, как дети его, участвовали всегда. Народ, правлением его недовольный, возстав против него и повергнув к освященным стопам е.и.в. многие на него жалобы, решение которых зависит от высочайшей воли всемилостивейшей государыни, вскоре после того вытеснил его из орды. Состояние его и опасность, которой подвержена была жизнь его, подвигнули милосердое к нему призрение е.и.в. Она, всемилостивейше приняв его под свое покровительство, для пребывания его назначила безопасное место, где он живя ныне, ощутительные имеет выгоды и удовольство и, будучи под толь всемощною защитою, от всякого врагов нападения находится вне всякой опасности. За каковыя оказаныя и изливающияся на родителя Вашего благодеянии надлежало бы Вам, как сыну ево, всемерно изъявлять свою признательность и благодарность, которая ничем лутче доказать Вы не можете, как непоколебимою верностию и усердною службою е.и.в. Но вместо того, Вы, удаляясь от здешних мест и оставя фамилию родителя Вашего без призрения, предприняли такие дела, которая ясно обличают Вас в неблагодарности и нарушении подданической верности, начав тем, что наложили руку на Сырым-батыря старшину, имеющаго щастию состоять под высочайшим покровительством е.и.в., потом уклоняя дядю своего почтеннаго Ерали-султана от послушания в отпуске Сырыма-батыря, от него требуемого, употребили, наконец, в начале сего года братьев своих, согласясь в том с Ерали-султаном, на остановление караванов, через орду Вашу следовавших, и попустили киргисцов, вас придерживающихся, разграбить товары купеческия, в оных караванах бывшия. Все они дерзкия деянии, которые не скрыты е.и.в. всемилостивейшей государыне, требуют, чтоб и отказался иметь с Вами переписку. Но как я открываю в письме Вашем, что Вы начинаете раскаиваться, а всякий искренно раскаивающий заслуживает прощения, я принимал оное Ваше письмо с удовольствием и готов преподать Вам мое пособие в доставлении Вам от е.и.в. всемилостивейшего прощения, когда я буду точно уверен, что раскаяние Ваше искренно, что обратились действительно на путь верности и что оставили то заблуждение, в котором доныне пребыли; и тогда не оставлю я свидетельствовать о Вашей перемене пред высочайшем престолом е.и.в. и испросить Вам всемилостивейшаго прощения. Я буду ожидать те доказательства, которыя должны уверить меня о Вашем благорасположении.

А между тем могу сказать Вам, что я есть и за удовольство почту быть всегда, ваш искренный доброжелатель — барон Игельстром.

АВПР, ф. 122, 1787 г., д. 4, лл. 9-10 об.


Комментарии

25. См. документ № 67.