№ 306

1859 г. сентября 17. Записка оренбургского губернского секретаря о событиях, связанных с восстанием под руководством Д. Нурмухамедова.

Секретно.

После отправления записки 6 сентября сведений о событиях в Хивинском ханстве не получено.

Виновник восстания киргиз района форта № 1 в 1856 г. бий Джанходжа Нурмухамедов располагается теперь на Джаны-Дарье, в низ[у] горы Зангар-Тюбе со своими приближенными, около 10 кибиток. В недавнее время по приглашению Джанходжи к нему присоединился султан Буре-тюря с 20 кибитками и что они послали письмо к известному чумекеевскому бию Пирали, чтобы он приехал, как носятся слухи, для совещания о возвращении угнатых в 1858 г. у однородцев Пирали, кочующих с Джанходжей-бием, карасакалова рода Добулом 500 лошадей.

Дней 20 назад кочующие с Джанходжой киргизы под предводительством бия ходжинского рода Аманчуми Ауменева угнали с ур. Кулдун-Бага на Аму-Дарье 70 верблюдов, принадлежащих туркменам племени чаудур. За хищниками выступило 200 человек чаудуровцев, которые, прибыв по следам к их аулу, окружили; о дальнейших последствиях ничего неизвестно.

Слухи, изложенные в записке 6 сентября, об угоне киргизами с острова Кук-Тарнак из-под Уральского укрепления лошадей и об ограблении аула этих киргиз, будто бы выступившими в погоню, оказались ложными и, как донес бий Байсалбай Байчукин, ездивший для узнания истины, причиной этих слухов было то, что кочующий в больших Барсуках бий чиклинского рода, тлеукабанова отделения Джамек, желая сберечь свои зимовки в Барсуках от потравы киргизами, тронувшимися с Оренбургской линии и пользуясь тем, что султаном правителем выдвинут отряд из 100 казаков и столько же киргиз для преследования хищников, распустил, что они следуют для ограбления аулов, вследствие чего некоторые киргизы, направившиеся в Барсуки, двинулись назад, а некоторые пошли в Каракумы.

В степи в настоящее время довольно спокойно и ничего не слыхать об угонах и кражах скота.

Губернский секретарь [Подпись неразборчива].

ЦГА КазССР, ф. 383, on. 1, д. 83, л. 73.