№ 255

1854 г. января 8. Отношение оренбургского военного губернатора генерал-адъютанта В. Перовского в Азиатской департамент МИД об агитации кокандцев среди казахов.

Известия о военных приготовлениях, делаемых хокандцами против форта Перовский, подтверждаются. Собранные в Ташкенте войска 4 декабря уже были в Джулеке, в 150 верстах от помянутого форта. К киргизам сделано от хокандцев воззвание в самом враждебном для нас духе, с объявлением, что войско из 12 000 человек, с сильной артиллерией, идет против неверных, и что Бухария и Хива будут действовать заодно с ними; при этом киргизы также приглашались к восстанию против общего врага и стать за дело ислама. Сие воззвание передано было киргизскими биями нашему в форте Перовский начальству, которое уже и приняло нужные меры осторожности.

Хокандцы действительно всячески стараются вовлечь хивинцев и бухарцев в открытые против нас действия, хотя происки сии доселе не имели успеха. В Бухару приезжали также агенты турецкого правительства уговаривать эмира восстать против русских, но, как сказывают, владетель Бухарии не согласился на сие, чем якобы возбудил ропот в фанатической части населения Бухары. Впрочем, окончательный результат действий турецких там агентов еще не известен.

В Хоканд и Хиву от турецкого султана тоже присланы были враждебные против нас воззвания, и в Хоканде, вероятно, они приняты с восторгом; но хан хивинский, подобно бухарскому, по-видимому, колеблется и боится ссориться с русскими.

По поводу всех этих известий генерал-адъютант Перовский со своей стороны присовокупляет следующее.

1. Киргиз, как кажется, нет причины нам опасаться; они гораздо более к нам расположены, нежели к хокандцам, которых ненавидят. Хану хоканскому угрожают узбеки, им изгнанные и которых враждебность мешает ему устремить против нас все свои силы; сверх того, родственники прежнего хана, Мухаммед-Гали, находящиеся в Бухарии, не теряют своих видов на престол хокандский. При таком положении дел хокандского владения большой опасности от оного для киргизских степей наших ожидать нельзя. В случае общего вооружения против нас мусульманских владений Средней Азии, политика наша в отношении к Хоканду должна бы состоять в том, чтобы усилить существующие там причины междуусобий, теми или другими средствами оказав пособие сыну одного из главных узбеков, Мусульман-Чулака (убитого хокандцами), взяв под покровительство родственников Мухаммед-Гали и поддержав того из ташкентских правителей, который бы задумал сделаться независимым.

2. Бухарское ханство, отделенное от наших владений на Сыре обширной полосой безводных песков, не имеет ни повода, ни выгод менять дружественные с нами торговые сношения на войну, разве будет увлечено мусульманским фанатизмом. Дабы отвратить враждебные со стороны бухарцев покушения, не излишним было бы отправить в Бухару [401] агента, который бы ближе вник в положение тамошних дел, и действуя к ослаблению неприязненных против нас внушений, старался бы убедить бухарцев, что опасность для ислама грозит Бухаре скорее с юга, чем с севера.

3. Хивинский хан постоянно старается вредить России, и только страх, чтобы мы не предприняли экспедиции против Хивы, удерживал его доселе от явных нападений. При нынешних же обстоятельствах, увлеченный турецкими прокламациями и стараниями хокандцев, он, может быть, и решится на грабительские в степь нашу вторжения, нападая также на наши транспорты во время следования их на Сыр-Дарью.

АВПР, ф. Гл. архив, 1-9, д. 8, ч. I, лл. 1677-1683.