№ 37

Не позднее 1774 г. Рескрипт имп. Екатерины II оренбургскому губернатору И. Рейнсдорпу о награждении похвальными грамотами хана Нурали и султанов Ерали и Айчувака за верность правительству во время пугачевского восстания.

Приняв мы во всемилостивейшею уважение представление Ваше от 8-го июля о пожаловании киргиз-кайсацкому Нурали-хану и [79] братьям его Ерали и Айчувак солтанам похвальных граммат за соблюденную ими в наружности верность при бывших в вашем краю безпокойствах для толь лутчаго их в том и на будущее время подтверждения и подражания и протчим солтанам, повелели к Вам и действительно такие при сем граммоты отправить, которые Вы и доставите уже от себя пристойным образом к оному хану и братьям его, с потребным с стороны Вашей изъяснениями.

Между тем усмотрите Вы из копей с сих граммот, что хану, при отдаваемой ему похвале за соблюденную верность им, собственно дается однакож знать и о негодовании здешнем в разсуждении производимых киргиз-кайсаками продерзостей с подтверждением, чтоб он их воздержать старался, или инако принудят уже они против себя принять и строгия меры.

Такое хану подтверждение за нужно почтено учинить ныне потому особливо, что киргиз-кайсаки, причиня в прошедшую зиму не только при Яике-реке, но и в отдаленных от себя местах по Волге многие пакости и тем, как видно, поострясь, а может быть и проникшим до них развратом от мятежников возбуждены будучи, распространили свои злодейства, как Вы сюда доносили от 20-го августа, и в самые уже города Оренбурга окрестности, следовательно, и долженствуют как наискоряе или старанием своих начальников уняты быть, или же за то действием оружия наказаны и приведены в страх и в почтение к нашей стороне для предупреждения дальнейших противных покушений.

Пускай хан употребит наперед зависимые от него способы успокоить свой народ. Но ежели он по-прежнему будет терять время в пустых обнадеживаниях, и что Вам по многолетнему в их делах упражнению не трудно будет приметить, в таком случае и дается Вам совершенная воля поступить с злодействующими киргиз-кайсаками со всею строгостью, отправляя на ближния их улусы для поисков достаточные команды, какие и можете истребовать от ближних к Вам воинских начальников, и стараясь чрез то не только сим варварам отметить за учиненные ими злодейства, но и для будущего времени привесть тамошния границы в возможную от них безопасность, которая, по их состоянию, тем больше и утверждена быть может, чем чувствительнее и сильнее они претерпят от производимых против их поисков.

Каков же отправлен ныне рескрипт наш и к астраханскому губернатору генералу-майору Кречетникову в деле же о киргиз-кайсаках, с того для вашего известия и исполнения, сколько может и до вас касаться, прилагается при сем копия.

Мы же пребываем к Вам нашею императорскою милостию благосклонны.

Дан в С.-Петербурге.

АВПР, ф. 122, д. 2, лл. 18-21. Отпуск.