№ 34

1774 г. августа 20. Донесение оренбургского губернатора И. Рейнсдорпа в Гос колл. ин. дел об усилении волнений среди казахского населения в связи с передвижением в Казанскую губ. из Оренбургской военных отрядов на подавление восстания Е. Пугачева.

После отправленного от меня во оную Гос. колл. от 8 числа прошедшего июля с приложением экстракта из писем к киргиз-кайсацким Нурали-хану и солтанам и на то от них ответных учиненного доношения, хотя киргиз-кайсаки и находились некоторое время в надлежащем спокойствии, начав и продолжая нарочитой торг, но напоследок, как по поводу удаления известного государственного злодея Пугачева в пределы Казанской губернии г-н генерал-майор и кавалер князь Голицын с корпусом, да и прочия деташаментные командиры с командами подвигнуты в сию губернию, то они, киргиз-кайсаки, при немалом злодействе и башкирского народа, уклонились в такое зло и неслыханные пакости, что перелезая чрез Яик-реку не только во многих местах из под разных селений почти каждодневно, но из под самого Оренбурга людей захватывают, и в орду свою увозят, и скот отгоняют, сколько ж в коротком времяни, не упоминая прежних продерзостей, людей увезли и скота угнали, о том при сем подношу ведомость. Отвратить же их от того мне совершенно некем, ибо все почти на истребление помянутого злодея присланные в здешней край войски с присовокуплением к ним и здешнего нерегулярного всего упражняются в преграждении важнейших мест и в преследовании злодея, и хотя не оставил я хана и солтанов их кайсацких многократно увещевать, чтоб они подчиненной им народ от злодейства воздерживали, только успеху от них не видно, и напоследок отозвались, что они киргизцев их воздерживать не в силах, ибо-де вся орда их взбунтовалась, к тому ж я и на самих на них и солтанов в верности имею подозрение по притчине полученного от вышедшего из орды киргизской захваченно бывшего со здешней стороны астраханского жителя известия, с коего копию препровождаю.

Итак, вверенная мне губерния в немалом как от сего киргиз-кайсацкого, так и от башкирского народов опасности находится, которой отправить и на ково неможно, как сильным оружием е.и.в.; однакож не оставил я на сих днях сделать опыт, послав от Оренбурга небольшую команду под улусы киргизские, из-под которых и удалось в наказание [77] их несколько людей захватить и скота отогнать, а и впредь еще тем образом препятствовать им по крайней моей возможности стараться буду.

О чем реченной Гос. колл. чрез сие доношу.

Иван Рейнсдорп.

Титулярный советник Петр Чучалов.

АВПР, ф. 122, д. 2, лл. 25-26.