№ 30

1774 г. июля 11. Рапорт коменданта Яицкого городка полк. И. Симонова оренбургскому губернатору И. Рейнсдорпу о нападении казахов на форпосты и о мерах борьбы с ними.

9-го сего [июля] с Чеганского фарпоста словесно сюда донесено, что 8-го числа воры киргиз-кайсаки, собравшись до трехсот человек, на кош Яицкой фарпост нападение учинили, и бывших вне оного в хлевах лошадей и коров всех без остатку отхватили, и притом казачью женку Шерстянкину и одну девку, казачью ж дочь, увезли, а вчерашнего числа и еще Генварцовского фарпоста чрез казака Петра Мансурова словесно ж рапортовано, что воры киргиз-кайсаки, подбегая до трехсот человек с тремя значками ис под того фарпоста, из-за происходимой с ними оружейной стрельбы того ж числа поутру до пятидесяти лошадей и до толикого ж числа рогатого скота отогнали ж, и одного казака, Семена Приданова, в плен увезли, и с тем против самого того фарпоста обратно на свою сторону возвратились, и понеже таковые их, киргиз-кайсацкие, продерзости и до сего довольно происходили, а при линии надлежащего над ними поиску учинить случая не преподавалось. Следовательно, тем больше они на злодеянии и покушаются и почти во всех здешних местах, разсеевся, оные производят; в генеральном же учреждении, учиненном в 1766 г., между протчим, в 11-м пункте, предписано, ежели они, воры, где ворвавшись в линию многолюдным или немноголюдным собранием, а только знатной людем захват или конским табунам более ста лошадей отгон и другой какой тому ж подобной нападением на крепости или на фарпосты вред учинят, а при линии военною рукою с ними поступить случай не подаст, то за ними, соединяя резервы со артиллериею, и в степь по следам до улусов посылать, чему согласно ныне и киргиз-кайсацкие Нурали-хан и Айчувак-солтан сюда пишут, чтоб за таковыми ворами до аулов их гоняся, и позволяют у находящихся кочевьем при ур. Улинте и Анкайте киргизцев их киргизских людям и лошадям захват учинить, чем-де самым и со стороны оных добросовестные старшины будут, признавая себя довольными. Вследствие чего, а по дозволению от его г-на генерал-майора и разных орденов кавалера Павла Дмитревича Мансурова, на основании помянутого генерального учреждения для учинения над теми ворами киргиз-кайсаками надлежащего поиска и возвращения ими со здешней стороны захваченного по самым их воровским сакмам сего числа и командирован отсель от армии майор и войсковой старшина Бородин и с ним из яицких казаков до пятисот человек с двумя пушками, а в подкрепление оного и от его пр-ва реченного г-на генерал-майора и кавалера Мансурова командирован же Архангелогородского карабинерного полку ротмистр фон Пистолинкорс и с ним обер-офицеров два, унтер-офицеров и капралов —по три, карабинер и драгун — 100 человек.

Каким же образом ему, Бородину, при следовании своем до киргиз-кайсацких аулов и обратно и при возвращении ими захваченного и [73] в протчем поступать, о том о всем дано ему надлежащее наставление, и как, скоро он возвратно оттоль с командою сюда прибудет и какой в том успех последует, о чем вашему выс-ву тогда особливо от меня и донесено быть имеет.

Полк. Иван Симонов.

ЦГАДА СССР, ф. 1100, кн. 9, лл. 17-18.