№ 165

1833 г. января 8. Из справки начальника штаба Отдельного сибирского корпуса генерал-майора Г. Броневского генерал-губернатору Западной Сибири М. Сперанскому о казахах Среднего жуза.

Киргиз-кайсакская Средняя орда, занимающая своими аулами все пространство степей между реками Тоболом, Тургаем, Ишимом, Нурой и Аягузом, озерами Аксакал-Барба, Кур-Гальджина, Балхаша и Нор-Зайсана, простирается в длину от востока к западу с лишком на 1700, а в ширину к границам Бухарии, Коканта и Ташкента, к Большой киргизской орде и к китайским границам, местами на 1500, а местами от 500 [266] до 700 верст. Вся великая площадь сия, удобная к кочевой жизни, покрыта становьями и бесчисленными движущихся селений киргизского народа.

Народонаселение в открытых и к открытию приготовляемых округах, по сделанному чрез особо командированных чиновников описанию, составляет 384 886 мужского и 379 613 женского полов душ (как прилагаемая при сем ведомость показывает); но как некоторые блуждающие в отдалении волости, беспрестанно присоединяются к округам, а кипчакские и аргынские, на р. Тургае кочующие, также изъявляют на сие согласие, которые по собственному их показанию простирается 90 000 душ, то число сие и не может быть принято за постоянное.

Посредством открытия округов у киргиз сношения наши с ними сделались беспрерывны, знакомство и взаимная доверенность возрастают с каждым днем. Восстановленное спокойствие бдительностью наших войск прекратило разорительную баранту и грабежи и доставляют благосостояние размножением табунов прекрасного киргизского скота; они, видимо, богатеют.

Беспрестанные просьбы к начальству о введении российского управления в тех волостях, где еще не открыты округи, доказывают, что они сознают пользу сего управления. Умножившаяся торговля разными фабрикантскими изделиями и в особенности требование в значительной пропорции хлеба, оживляет сию промышленность, затрудняемую слабым движением в Сибири и, приучая кочевой народ к употреблению оного, содействует размножению скотоводства.

Начатки хлебопашества в степи очень ощутительны, пособия, оказываемые начальством, и доставление наград для поощрения подвинули в прошедшем году это вперед так, что в города Усть-Каменогорск, Семипалатинск и линию Иртышскую, где не производится хлебопашество, киргизы привозили на продажу в зерне китайскую пшеницу и просо: событие, удивляющее всякого старожила сибирского.

Ассигнации, до сего не известные киргизам, приняли между ними оборот, и они приобретают часто продукты не меной, а покупкой.

Движение купечества в Среднюю Азию свободно и не затрудняется, как прежде, своеволием хищников. Киргизы до такой степени смирны, что жены казаков с линии в округи чрез расстояние нескольких сот верст в сопровождении работников из киргиз ездят к мужьям своим и родственникам, и не было еще примера, чтобы они потерпели какое оскорбление.

Кокчетавский и Каркаралинский округи, кои прежде других открыты и отбыли назначенную им по Уставу о киргизах льготу, начали платить ясак без всякого ропота и замешательства, и замечательно, что вносят главную часть не натурой — скотом, а деньгами. Это будет порукою, что со временем казна не только возвратит издержки свои на устройство округов, но приобретет и новую статью доходов, не говоря о других, заключенных в рудниках, соляных и рыбных озерах и проч. Все это показывает, как благодетельно учреждение российского управления в киргизской степи и как сближение с сим преобразующимся полудиким народом ознакамливает нас с Средней Азией, доступ к которой всегда затрудняем был киргизами, предавшимися хищничеству... 87

ЦГИАЛ, ф. 1264, on. 1, д. 348, лл. 88 об.-90.


Комментарии

87. Опускается перечень казахских волостей Среднего жуза.