№ 164

1832 г. октября 29. Из мнения Азиатского комитета об учреждении округа в Старшем жузе.

Генерал-губернатор Западной Сибири при отношении на имя вице-канцлера от 7 июля № 3712 препроводил в копиях письмо султана Большой Орды Сюка Аблайханова к начальнику Акмолинского военного отряда полк. Шубину и показания, отобранные от людей, вышедших из Бухарии, Кокании, Ташкении и Большой орды.

Из письма сего, как равно из показаний тех азиатцев, видно: 1) что Большая орда находится в стеснительном положении и торговля ее в упадке от насилий, причиняемых ташкентским кушбеком, который известен уже возмущениями верноподданных России киргиз. Он рассылает [265] команды свои к султанам сей орды для соглашения их под свое управление, и сверх того особые партии (сборщиков) для сбора пошлины, которую некоторые из султанов и платят против их воли; 2) киргизский народ и все султаны единогласно желают, чтоб российское правительство учредило у них диван и оградило от насилий, причиняемых Ташкениею; 3) сами сборщики пошлин, недовольные распоряжениями кушбека, желают предать его в руки русских; 4) от него отправлен еще в сопутствии султана Сартая отряд, из 500 человек состоящий, на р. Сары-Су для постановления пикетов при ур. Алача-Хан и Ючи-хан, отстоящих от Кара-Агача верстах в 350-ти; составляющие сей отряд ташкенцы не имеют при себе никаких съестных запасов и пользуются всем нужным от киргиз…

К сему генерал Вельяминов присовокуплял, что хотя и имеет в виду отзыв вице-канцлера от 18 сентября 1831 г. за № 2003-м касательно Большой орды, но поставил обязанностью уведомить о таковых новых обстоятельствах, там происшедших.

При отношениях же к вице-канцлеру от 22 июля и 18 августа г-н Вельяминов сообщил копии еще с двух писем султана Большой орды, писанных уже к омскому областному начальнику.

Первым из сих писем султан Сюк Аблайханов убедительно просит об открытии округа в кочевьях его на ур. Каратале, или где по осмотру удобнее окажется; ибо киргизы его волости пришли в крайнее раззорение как от каптагайцев и садыровцев, которые угнали у них много скота и принудили перейти на ту сторону р. Или, так и от прибывших в большом количестве от хана коканского и кушбека ташкентского есаулов, вынудивших их в прошлом году заплатить пошлину; присланные же 300 человек от кушбека под командой дуван-бека, и поныне разъезжают по всем волостям, собирая пошлину и причиняя разныя обиды.

По распространившемуся слуху, что будто бы на Каратале прибыла российская военная команда, волость его, несмотря на угрозы ташкенцев, намерена кочевать к сей реке.

В последнем же письме от 5 августа уведомляет, что коканцы с подведомственных ему киргиз Большой орды насильственно взяли в пошлину с 50 и 40 штук баранов по одному, причем повторяет ту же просьбу о защите и покровительстве. Сверх того пишет, что коканцы по течению р. Алматы, к кочевью черных киргиз, близ р. Ак-Сары, построили крепость, где находится один дуван-бек и с ним 100 человек войска, и что ташкенцы взяли род ясака с наших торговцев, о чем сии просили довести до сведения омского начальства.

АВПР, ф. Гл. архив, 1-9, д. 4, лл. 1092-1102. Копия.