№ 134

1829 г. января 8. Донесение министра иностранных дел имп. Николаю I об использовании сырьевых ресурсов Казахстана в русской промышленности.

Обширное киргизское овцеводство доселе известно в торговле по одному салу и кожам, от нее получаемым. Недавно замечено, что в грубой шерсти тамошних овец есть нежный пух, который можно было бы обратить на разные ткани. Министерство, в постоянной заботливости об извлечении сугубых польз от кочевых народов, признало нужным подвергнуть сей пух испытанию, для чего и было послано небольшое оного количество на фабрики наши, а равно в Париж и Лондон. Об успехе в том сих последних не имеем еще известий; на фабриках же графа Комаровского и купца Борнгаупта по распоряжению Министерства финансов выделаны образцы довольно хорошего сукна, полусукна и полуказимира, кои наиболее отличаются дешевизной.

Департамент мануфактур и внутренней торговли, доставя Министерству иностранных дел оные образцы, сообщил свои замечания относительно нечистоты, бывшей ныне в присланном пухе. На основании сего министерство намерено снабдить Оренбургскую пограничную комиссию дальнейшими наставлениями, поручив притом приобрести до 10 или 12 пудов упоминаемого пуха, дабы произвести над ним вторичное исследование в большом виде.

На воззрение В.в. имею счастье поднести у сего первые опыты оного открытия, и купно с тем обязанностью поставлю изъяснить, что введение в дело пуха киргизских овец, не подрывая малороссийских и новороссийских заводов, дающих шерсть высокого достоинства, [229] образует новую значительную отрасль промышленности, выгодную и для кочевых хозяев и для наших торговцев.

Донося о сем, приемлю смелость испрашивать высочайшего разрешения на означенные исследования употребить из суммы, по Азиатскому департаменту, ассигнуемых до 600 руб., кои не должно считать пожертвованными, ибо предполагать можно, что изделие возвратит таковую издержку.

[Подпись неразборчива].

Помета: «Высочайше утверждено 8 генваря 1829 г. С.-Петербург».

АВПР, ф. Гл. архив, 1-1, д. 69, лл. 1026-1028.