№ 100

1742 г. октября 19. — Указ начальника Оренбургской комиссии И. Неплюева о запрещении казахам кочевать близ реки Яик.

Е. и. в. подданным киргис-кайсацким ханам, салтанам и старшинам и всему тому народу, кочующим близ Яицкого казачья городка и ниже онаго подле и вблизости от реки Яика.

Я надеюсь, что во всем киргис-кайсацком народе, особливо же старшинам и лутшим людям небезизвестно, коим образом в бытность мою при Орской крепости Абулхаир-хану, Ерали-салтану, Джанбек-тархану и другим знатным старшинам и народу объявлены высочайшие е. и. в. указы, чтоб киргис-кайсакам поблизости к Яицкому казачьему городку не кочевать, также и ниже онаго и нигде за Яик не переходить, а кочевать бы по рекам Илеку, Берде и по другим, со степной стороны вышепомянутого казачья городка в Яик падающим, также и в степи имеющимся рекам, где и прежде ваши кайсацкие кочевании бывали, а притом не возбранено и по [263] Яику, только б не блиско ко оному и к другим новостроющимся крепостям, дабы такс к ссорам с русскими людьми, а особливо с яицкими казаками и с волскими калмыками ликакова поводу не было, ибо то единое есть средство к спокойному житью всех вас е. и. в. подданных и взаимная польза, что как хан, старшины, так и народ наполнять тогда и обещались и в том утвердились. Но в противность оному г-н тайный советник и астраханской губернатор Татищев то уведомлению ему от калмыцких владельцев ко двору е. и. в. доносил, что некоторые-де киргис-кайсаки кочуют и кочевать намерены, перешед тое реку ниже Яицкого казачья городка, на что присланным ко мне имянным е. и. в. указом повелано как киргис-кайсацким ханам, салтанам, так и всем вам, старшинам я -народу, объявить, чтоб вы по получении сего е. и. в. высочайшаго указа близ крепости отнюдь не кочевали и чрез реку Яик нигде не переходили, а буде, паче чаяния, до получения сего указа расположившиеся в показанных запрещенных местах кто-либо есть, то б тотчас отошли в свои показанные места за Яик и тамо б пребывание свое имели по-прежнему так, как вы прошлого 1741 г. согласились с калмыками. Ежели ж кто сего е. и. в. высочайшаго указа не послушает и в упрямстве своем подле реки Яика или перешед оную останется, с таковыми повелено как с противниками высочайших е. и. в. указов поступать. Чего ради в Яицкой казачей городок воинской командир подп. Ртищев нарочно отправлен, которому наперед приказано отправить к вам со объявлением того е. и. в. высочайшего указа нарочно из Яицкого войска старшину в той надежде, что вы, яко верные подданные, не подвергая себя гневу е. и. в., вышеписанное е. и. в. повеление исполните и вопреки высочайшему е. и. в. соизволению чрез Яик переходить весьма не будете. В противном же случае, не только как вышеупомянуто, гнев е. и. в. на себя подвигните, но и, яко противники высочайших е. и. в. указов, достойное наказание привлечете.

Впротчем, уповая на вашу к е. и. в. верноподданническую должность с моим к вам доброжелательством пребываю е. и. в. тайный советник, кавалер и Оренбургской коммисии главный командир.

Подлинной за подписанием и печатью тайного советника Неплюева.

Секретарь Петр Рычков.
С подлинным читал канцелярист Иван Коптяжев.

АВПР, ф. 122, 1742 г., д. 4, лл. 195-196. Копия.