№ 62

1736 г. октября 23. — Донесение начальника Оренбургской экспедиции И. Кириллова Коллегии ин. дел об участии хана Абулхаира в подавлении башкирского восстания.

1736 г. октября 23 дня приехавшие из кайсацких орд посланной от Кирилова казак-нагаец Кубек да присланной от Абулхаир-хана дворовой ево служитель Бабек объявили.

Кубек от речки Миниюса, откуда он отправлен с кайсаками, доехали до хана в четырнатцать дней тихою едзою, а хан с ордою был в дву днях от орских вершин за нагайским старинным каменным строением при урочище горы, называемой Мугулжа, и тут хан ево, Кубека, принел и о верности своего подданства со всяким усердием подтвердил, и письмо от Кирилова приятно принял. И был при нем, хане, два дни, а оттуда ездил в Среднюю орду к Янбек-батырю, которой кочевал на вершинах Иргиса-реки (та река впадает в озеро Аксакал). Пути ево было двои сутки верховою ездою. И письмо ж Кирилово тот Янбек-батыр принел и тоже об подданстве своем подтвердил. От Янбек-батыря [Кубек] ездил Средней орды к Бараку-салтану которой кочевал на реке Таргай, в трех днях езды (та река впадает в Аксакал же). И тот Барак-салтан равномерно, как и выше, приняв Кирилово письмо, подданство свое подтвердил. От того салтана ездил Средней же орды к Абдулмамет-салтану, Шемяки-хана к брату родному, по приказу Абулхаир-хана, и тот салтан тоже подданство свое [126] подтверждал. Оной салтан кочевал близ Иртыша-реки и оттуда, едучи к Абулхаир-хану, с ним повстречался на реке Камышле, впадающей в Орь-реку, а ныне остался в кочевье в вершинах Орь-реки, и от него, салтана, паки поворотился к Абулхаир-хану и тут всех старшин в собрани видел, И как хан, так и салтан и старшины везде единогласно объявили верность свою показать в службе на воров-башкирцов. И с тем прислали хан вышеписанного Байбека, а салтаны и старшины других, кои обретаютца в Самаре. И до приезду ево, Кубекава, и в бытность в орде, из Средней и Меньшей орды кайсаки войною ходили на Сибирскую и Нагайскую дороги и многих башкирцов побили и раззорили, а других в полон взяли. А Байбек, ханской служитель, объявил, что Абулхаир-хан, по отдании писем Кирилову, приказывал ему возвратитца к себе наскоро с вышеписанным Кубеком, потому что он намерен еще над ворами-башкирцами поиски чинить по первому зимнему пути, покамест снеги не оглубеют.

В протчем ведомости тамошния объявили.

Зюнгорских калмык владелец Галдан-Чирин, уведав о Абулхаир-хане, что он пришел в подданство е. и. в., то прислал к нему послов своих, с которыми ханских братьев жон, бывших у калмык в плене, возвратил, и желает быть в дружбе, а не в войне. И коли-де хан принял в подданство е. и. в., то и он, Галдан-Чирин, буде искать тово ж (о сем приказал хан Кирилову именно объявить). И по нынешнее-де время у тех зюнгорских калмык с кайсацкими ордами никакой войны нет, также с китайцами подлинно помирились 82.

Каракалпацкая орда, которые живут около устья Сыр-Дарьи, состоит в подданстве е. и. в. непременно и ожидают оренбургского торгу и к себе присланных руе[с]ких. Пред нынешним их отъездом от Абулхаир-хана были ведомости ис Хивы, что там учинился бунт на хана нынешнего Илбарса, а за что — того не знают, однакож о том хане слышно, что он жив, а не убит.

А об астраханском караване, которой пошел чрез Хиву в Бухары, в нынешнем лете известно у них в орде, что прошли благополучно, а из Бухар прошлого дней корован вышел ли, или за нынешнем в Хиве бунтом остался в Бухарах, о том неведомо.

Аральской хан Сатемир, хивинского Мусы-хана сын, за которым Абулхаир-хана племянница состоит, в общем согласии с Абулхаир-ханом, токмо он еще в подданстве е. и. в не присягал, затем что к нему никого из рус[с]ких не посылывано.

В Бухарах, в Туркестане, в Ташкенте, в Хожанте — нигде в тамошних краях войны никакой нет, и тамошния сарты или купцы с охотою желают торги свои в Оренбурге иметь и немалое число в прошедшей весне с товарами отправились, токмо уведав, что в Оренбурге купечества рус[с]кого нет, возвратились. А ташкенцы и некоторые Средней орды, быв в Оренбурге, приехали в Самару для подлинного разведывания, в будущем лете торг зачнетца ль.

Статской советник Иван Кирилов.

АВПР, ф. 122, 1736 г., д. 2, лл. 13-14.


Комментарии

82. Против абзаца «Зюнгорских калмык... помирились» написано: «О сем утверждатца невозможно, но тогда, когда по воли е. и. в. довольное обселение увидят в новых землях, мочно надеетца».