№ 56

1734 г. октября 24. — Донесение начальника Оренбургской экспедиции И. Кириллова и полк. А. Тевкелева Коллегии ин. дел о прибытии послов хана Абулхаира и хана Большого жуза Жулбарса.

По имянному е. и. в. всемилостивейшему указу отправленный с нами из Колл. ин. дел киргис-кайсацкой ханской сын Ерали-салтан и брат Нияс-салтан, с ними старшина и протчия, а отправлвдныя ж из сената башкирцы — все до Казани в надлежащем удовольстве приехали и из Казани с комвоем отпущены наперед в Уфу.

Между тем, в пути, в Нижнем получили из Уфы от господина полк, и воеводы Кошелева с письмами к нам навстречю посланных из приезжих вновь в Уфу Киргис-кайсацкой орды от Абулхаир-хана посланцов — пять человек да башкирцов четыре (в том числе один Козяш-мулла, тот, которой из Гос. колл. ин. дел послан был с другими к Абулхаир-хану со всемилостивейшею е. и. в. грамотою и протчим, о чем в Колл. ин. дел пространно известно). А уфинской воевода писал: всех-де тех посланцов в присылке Средней орды от Абулхаир-хана сперва два, потом девятнадцать да Большой орды от Жолбарс-хана — три. И того двадцать четыре человека, между которыми ханской племянник Клыч-Махомбет-багадур-салтан, и родной шурин Мурзатай-батыр, и знатная старшина, и дожидаютца в Уфе. А вышепомянутыя, присланныя навстречю, в Нижнем объявили к е. и. в. два листа 78 от Абулхаир-хана и старшины и всего киргис-кайсацкого войска, кои подлинныя и с переводами в Гос. колл. ин. дел посылаютца при сем.

А по переводу в тех листах объявляют себя в верном в подданстве е. и. в. и притом просят о строении города у Орь-реки, и ежели указом

е. и. в. им повелено будет куды в службу итти, и они по своей подданнической должности всеусердно служить желают. А ханской-де племянник и протчия посланы ко двору е. и. в., а прежних бы, сына и брата, отпустить и о протчем, как явно в подлинных переводах.

Такой же вышеупомянутой башкирец Козяш как письменно, так и словесно, объявил, что в Киргис-кайсацкой орде намерение — доброе, а худого ничего нет и все-де имеющияся кайсацкия воинския люди е. и. в. желают быть в холопстве. А что касается до башкирцов, кои ходили на кайсаков с войною, то и другими ведомостьми подтверждается. Однако ж, и сторону кайсацкую то ж чинитца, о чем о всем для ведома особливая при сем краткая выписка.

Буде же Гос. колл. ин. дел изволит по присланному указу из сената (о чем и в выписке объявлено против втораго пункта) писать к киргис-кайсаком и каракалпаком о набегах, то, чтоб повелено было прежде дать знать нам, дабы не офундовався городом, не испортить для малых претензей настоящего дела, а паче о каракалпаках обыкли яицкия казаки писать для того, что они, каракалпаки, с товарами ездят и есть с чем брать, как то было.

Впротчем, возвратившейся из орды башкирец Козяш и присланной Большой орды от Жолбарс-хана в посланцах ташкенской житель объявили, что оной хан со всею ордою во владение прежних городов Ташкента и иных (кои завоевал бывший зенгорской владелец контайша, а сын ево Галдан-Черин для китайской войны покинул) вступили, откуду [121] их, посланцов, и прислал, и ныне-де владеют спокойно, и калмыки зенгорския присылали к ним, дабы жить в миру.

Какия еще обстоятельства от сих вновь приезжих или ведомости получим и в протчем, что чинитца будет, о том Гос. колл. ин. дел доносить будем. А о приезжих, ханском племяннике й других знатных старшинах, прооим милостиваго определения, ежели они ко двору е. и. в. отпуску из Уфы требовать будут, то их отпускать ли? А по слабому мнению нашему от того их удерживать не надлежит, дабы высочайшую е. и. в. милость всяк кто желает видели... и возвращаючим в орду протчим имя е. и. в. прославили.

А в привозе излишняго казенного убытку немного будет, потому что на Уфе корм и при отпуске награждение давать же, а тех, кои незнатныя и кащею, наградя малым чем, отпустить в орду попрежнему, ибо на Уфе напрасно станут жить и кормовыя деньги получать.

Статский советник Иван Кирилов.
Полк. Алексей Тевкелев.

АВПР, ф. 122, 1734 г., д. 4, лл. 95-96.


Комментарии

78. См. документ № 57.