№ 257

1764 г. февраля 9. — Указ Коллегии ин. дел генерал-майору фон Фрауендорфу в связи с просьбами султана Аблая о разрешении казахам Среднего жуза перегднять скот для выпаса на внутреннюю сторону р. Иртыша.

Из полученных в Колл. ин. дел репортов Ваших от 4-го сибирскаго губернатора гвардии пример-майора Чичерина от 25-го и 30-го ноября 1763 г. усмотрено.

1-е. Прошение киргис-кайсацкаго Средней орды Аблай-солтана о пропуске, за выгорением в их стороне трав, конских и скотских их табунов внутрь Новой линии с таким его притом представлением, что киргис-кайсаки просят о том, не желая от границ здешних отлучаться, хотя в китайской стороне непогорелых степей еще довольно есть. Но ежели, однако, на пропуск табунов их внутрь линии недозволится, принуждены уже будут отогнать оныя и к китайской стороне да и сами вдаль откочевать.

Вы потому изъясняя содержание имеющихся у Вас указов, которыми, с одной стороны, такой: табунов киргис-кайсацких и их самих на внутренюю сторону пропуск в разсуждении происходящих от них [660] своевольств (воровства и других непорядков) запрещается, а с другой — повелевается стараться их, киргис-кайсак, и при здешней стороне удерживать, по причине непрестанно употребляемаго от китайцов старательства, переманить их к себе, а уважая то и другое, представляете свое разсуждение, что хотя и была бы некоторая причина на прошение Аблай-солтана снизойти, но находятся притом и такия обстоятельства, которые до того не допускают.

1) При перегоне табунов киргиских внутрь линии, причем, необходимо перейдут при них несколько из киргис-кайсак и с кибитками бывающие в тамошних местах для звериных и рыбных промыслов здешние крестьяне, и другие люди могут покуситься у них, киргис-кайсак, на воровство, подавая тем затруднение в разбирательстве между ими ссор, да и повод киргис-кайсакам ко взаимным мщениям.

2) Произойдет притом между ими и россианами непозволенной указами торг.

3) Притом же и все находящияся по тамошней линии воинския чины могут в должностях своих ослабеть, видя свободное киргис-кайсак чрез линию перехождение, тем больше, что не остается уже притом никакого разделения и в следах, которые доныне только и служили к перениманию киргис-кайсацких воровских партей, когда тамошния места киргис-кайсацкими табунами затоптаны быть имеют, а киргис-кайсаки Средней орды под претекстом такого дозволения могут, переезжая, на внутренную сторону и многим числом не только сами собою зделать нападение и всякое разорение, но соединиться по той же внутренней стороне с киргис-кайсаками и Меньшой орды к произведению толь вящих злодейств.

4) Киргис-кайсаки Средней орды не впервыя уже производя свое прошение о перепущении их скота на внутренную сторону и домогаясь того ж самаго и ныне, чтоб, получа единожды в том позволение, зделать, может быть, из того и впредь для себя право, не нарочно ль для того стращают отлучением своим в китайскую сторону, ибо как генерал-майор Деколонг, на Новой линии находящейся, по уведомлению доброжелательнаго к здешней стороне киргис-кайсацкого старшины Куляки-батыря рапортовал Вам: тамошние степи весьма далеко выгорели, потому и опасности не настоит, чтоб Аблай-солтан вдаль от здешних границ отлучиться мог.

На основании таких разсуждений приказали Вы генералу-майору Деколонгу, к которому Аблай-солтан с прошением о том адресовался, ему, Аблай-солтану, не отказывая прямо, чтоб вовсе его и других старшин не огорчить, дать знать, что и внутрь линии от пришедшаго с их стороны пожару степи едва не во всех местах выгорели, а по Новой линии множество и казенных сен и хлеба (как то в самом деле правда), то и способа нет в прошений его удовольствовать, однако ж могут они табуны свои близ здешних линий содержать, с которым Вашим распоряжением и сибирской губернатор гвардии пример-майор Чичерин, как он в коллегию доносил, также согласен был, а Вы, впротчем, просите от коллегии наставления, что Вам в таком случае делать, ежели Аблай-солтан и его киргис-кайсаки на здешнюю сторону переходить станут силою.

2-е. Такое ж (о пропуске скота внутрь линии) прошение, произведенное к Вам той же Средней орды и от старшины Кулсары-батыря, которой равномерно крайнюю в том нужду представлял с тем, что ежели всего под ведомством его находящегося Атагайского роду киргис-кайсак скота впустить невозможно, то хотя б только собственной его табун, в котором до шести тысяч лошадей быть имеет, и при оном [661] табунщиков не более тритцати человек пропущено было, обещаясь в залог того, что от людей его никаких притом шалостей не произойдет, дать и аманатов.

Вы, уважая онаго старшины Кулсары-батыря всегдашнее к здешней староное доброжелательство и что, как и Вам довольно уже известно, скот их от крайней безкормицы весьма валится, отчего некоторые, из киргис-кайсак и в самом деле к зенгорским местам отходить начали, а потому, дабы и он, Кулсара-батыр, не принужден был то ж зделать, а его, однако ж, для примеру протчим при здешней стороне удерживать нужно, признавали за необходимо показать ему в том удовольствие, пропустя внутрь линии хотя одного его с детьми и ближними родственниками табуны, но определяя и притом к ним для присмотру из казаков и башкирцов до несколька человек, а сибирской губернатор, по сообщению Вашему о том к нему, и действительно так Вам поступить присоветовал.

3-е. Аблай-солтан к генералу-майору Деколонгу, на Новой линии в крепости Святого Петра находящемуся, сверх прошения его о пропуске скота их внутрь линии прислал еще письмо, которым, объявляя о известном и у них соизволении е. и. в., чтоб они здешней стороны придерживались, и что он, Аблай-солтан, следуя оному, хочет остаться безотлучно при речке, называемой Колчакле, где и пашню завести намерен, просил для показания и научения их киргискаго народа в производстве хлебопашества прислать к нему будущею весною рус[с]ких людей десять человек с подлежащими к тому инструментами да к рыбной ловле сетей, а между тем на первой случай, потому что у него есть из киргисцов два человека несколько уже в хлебопашестве знающия, два сошника. А Вы, представляя о сем сюда, равномерно просите о снабдении Вас указом. На все оное объявляется Вам в резолюцию.

Когда в 1755-м г. киргис-кайсаки Средней орды в зимнее время скот свой на внутренную сторону реки Иртыша перегоняли и сами с оным переходили, а при ссылании их возвратно на степную сторону и драки производили, так что напоследи по множеству их по всей Иртышской линии со скотом расположения здешния бывшия тамо команды к перегону их на степную сторону были уже недостаточны, то по сему случаю в указе из Колл. ин. дел от 6-го марта 1755-го г. к тогдашнему на сибирских линиях командиру бригадиру Крофту писано, коим образом полезнее бы было, чтоб киргис-кайсаки на жилую сторону реки Иртыша в здешния границы отнюдь пропускаемы не были, а особливо ежели б перешедших уже при первом случае назад согнать было можно, отнимая у них чрез то охоту и впредь то же делать покушаться, для чего надлежало бы на такое время в иртышские крепости воинских людей, собрав из других мест, приумножить. Но ежели между тем умножению тамо войска время уже пройдет или набрать оного не откуда, в таком случае вместо того, чтоб безвремянными и частыми к киргиским старшинам о переходе их назад за реку Иртыш требованиями безсилие свое оказывать и с неравным числом людей с ними драться и тем напрасно людей терять, надобно оставить их чрез зиму в покое, предстерегая сколько возможно, чтоб от них воровства и грабительства не произходило, которой указ и другим из Колл. ж ин. дел от 21-го марта 1762 г. указом, отправленным к тогдашнему сибирскому губернатору тайному советнику Соймонову, подтвержден с тем, чтоб дозволяя по-прежнему им, киргис-кайсакам, около границы в их стороне кочевание иметь и табуны пасти, стараться, сколько возможно, не допускать их к переходу и к перегону скота на внутреннюю сторону, ибо пример уже был, что киргис-кайсаки Меньшой орды, повадясь перегонять [662] по зимам скот свой чрез Яик, многия при том продерзости оказывали. И едва по крайнему старательству доведены они до того, что от такого переходу отставать начинают, почему такая привычка и в разсуждении Средней орды со времянем столь же вредною зделаться могла б, для чего и надлежит их до того отнюдь не допускать, перегоняя их скот назад. А ежели будут драться, то и силою их к тому принуждать, умножая для того в нужные места людей из других крепостей и редутов, между чем и к старшинам их киргис-кайсацким посылать нарочных с требованием крепкаго подчиненным их в том запрещения и дабы они довольствовались, что на другой стороне Иртыша при здешней линии пребывание иметь безпрепятственно допускаются.

Итак, и впредь надлежит сего ж правила держаться, ибо сколько бы киргис-кайсаки отлучением своим в китайскую сторону ни угрожали, но по другим известиям оказывается, что и от оной не только не допускаются они кочевать на зенгорских местах, но в том и ни малейшаго попущения им не делается, сверх того, и нечаятельно, чтоб киргис-кайсаки действительно китайцам подчиниться похотели по одному только тому, что за здешния линии со скотом перепускаемы не будут, ведая, напротив того, сколь строго и самовластно китайской двор с своими подданными поступает.

Но ежели бы киргис-кайсаки по сущей ныне в прокормлении скота на их местах нужде, как они объявляют, да и Вы засвидетельствуете, множественным числом со скотом их внутрь линии, несмотря на все запрещения, переходить стали или уже и перешли, в таком случае надобно будет оставить их чрез настоящую зиму с покоем, имея токмо надлежащую от них при здешних местах предосторожность, ибо когда в самом деле вблизости от линии не осталось таких мест, где б они свой скот прокормить могли, а в отдаленные чрез снег переходить неудобно, то при сгоне их лишились бы они всего своего скота, а чрез то не инако как в крайнее огорчение пришли б. Почему так же, как и для описанных от Вас резонов, хотя и апробуется данное от Вас дозволение и старшине Кулсаре-батырю о перезимовании чрез нынешнюю же зиму с одними только его и ближних родственников табунами внутрь здешней линии, но впредь для неподания поводу вообще всем киргис-кайсакам должно и такия особенныя позволения выводить из обычая, подтверждая киргис-кайсацким старшинам, чтоб они для зимняго их пребывания на таких местах располагались заблаговремянно, которыя к прокормлению табунов их достаточны были б, а на перепущение внутрь линии впредь не надеялись, будучи точное е. и. в. соизволение, чтоб им притом внушено было, что как внутрь российских границ кочевья быть не может, так, напротив того, кто переедет чрез границы и поселится, тем уже великия выгоды дозволены быть могут, для чего буде бы они, когда впредь к переходу за линию силиться стали, а притом известно будет, что в их степях довольно травы осталось, тогда можно будет употреблять против их и силу.

Между тем, что касается до другаго прошения Аблай-солтана о присылке к нему будущею весною 10-ти человек рус[с]ких с инструментами для показания и научения киргискаго народа хлебопашеству да к рыбной ловле сетей, а на первой случай двух сошников, потому что из киргис-кайсак, при нем находящихся, двоя уже несколько в хлебопашестве знающия есть, то буде не употребил он сего прошения в подкрепление перваго о перепущении скота их за линию, исполнение оного лутчим способом быть может к удержанию сего народа при здешней стороне, и для того имеете вы и действительно послать к нему десять человек из здешних способных к тому людей с инструментами, но [663] прежде отсылки оных потребовать от него, чтоб он прислал к Вам наперед своих десять человек аманатов для их безопасности, объявляя ему притом по точному е. и. в. соизволению, что и те, присылаемые от него киргисцы, могут у вас обучены быть хлебопашеству, которым и инструменты даны будут из казны,

А как напредь сего в 1761-м г. генерал-порутчик Веймарн, находясь на сибирских линиях, старался склонить его ж Аблай-солтана и других знатнейших тамошних старшин, чтоб они согласились на построение для них не в дальном от здешних линей разстоянии хором, а для мелкаго их скота и лутчих лошадей крытых сараев, и хотя Аблай-солтан и старшина Кулсара-батыр на то по-видимому и соглашались было, но потом разныя в том отговорки приносить начали, со всем тем при предъявляемом ныне им желании основать пребывание свое при речке Колчакле, можно ему и .о том припамятование учинить, и буде помянутая речка в самом деле не в дальном от здешних границ разстоянии и он согласится, то на оной или в другом удобном месте и действительно для него построить хоромы, к какому при здешних границах поселению и знатнейших тамошних старшин склонять надлежит, не выпуская сего полезнаго намерения никогда из виду, к чему не может ли прежде всех уговорен быть и в том протчим пример подать Солтомамет-солтан, которой, как из репортов с сибирских линей, время от времяни здесь получаемых, усматривается, оказывает себя к здешней стороне доброжелательным, да и кочует всегда неподалёку от здешних крепостей, а Вы, внушая ему о сем, можете его обнадежить и высочайшею е. и. в. милостию, в том лутчее его к тому поощрение.

Дан в С.-Петербурге 9-го февраля 1764 г.

Подлинной подписан по сему: Никита Панин, князь Алаксандр Голицын.

В окончание протокола записать: Сего указа послать копии для известия при особливых указах к сибирскому губернатору гвардии пример-майору Чичерину и в Оренбургскую губернскую канцелярию.

АВПР, ф. 122, 1764 г., д. 3, лл. 1-12 об. Отпуск.