№ 248

1762 г. января 21. — Прошение султана Абулфеиза имп. Петру Федоровичу о разрешении казахам Среднего жуза производить торговлю в Семипалатинской крепости.

Всепресветлейшему, державнейшему великому государю императору Петру Феодоровичу, самодержцу всероссийскому и пр., и пр., и пр.

ВСЕПОДДАННЕЙШЕЕ ПРОШЕНИЕ

Издавна, а имянно еще во время покойного прадеда моего Тявки-хана к высочайшему двору Вашего и. в. люди наши посыланы были. Во-первых, оной прадед мой Тявка-хан при жизни ево, пришед в подданство Вашему и. в., к высочайшему двору Вашего величества людей ево посылал, а потом и отец мой Абулмамет-хан также к высочайшему двору Вашего величества с прошением ево людей ево посылал же. Но как от того времяни около нас обитавшие сурсут и калмыки имели войну, то после того затем препятствием мы людей наших посылать уже не могли, а как ныне от тех окрестных народов стало быть нам покойно, то Средней нашей орды знаменитые люди учинили совет и положили на нем, чтоб к высочайшему двору Вашего и. в. для отдания всенижайшаго поклонения послать с прошением нашим людей наших, которых и нарядили; и я их, будучи у тестя моего, высокопочтенного Нурали-хана, для представления издавна продолжающей подданической моей верности с людьми реченного Нурали-хана к высочайшему двору Вашего величества и послал. А мы со всем Средней орды народом остались и находимся ко всяким Вашего величества службам в готовности, имея кочевье наше с народом нашим по речкам, называемым Аягузе, Кукшал, Джангызу да Чагану.

Всеподданнейше Вашего и. в. прошу всевысочайше указать впредь после сего всякия наши прошении, к высочайшему двору Вашего величества посылать и пересылку людей чинить в состоящую поблизости кочевания нашего Семиполатную крепость. И хотя Средней орды ведомства Аблай-солтана аргинцы торг свой с их пользою в Троицкой крепости производят, токмо оная Троицкая крепость от народа нашего весьма удалена, в которую народ наш за дальностию в три года только единажды ездят и торгуют, а протчен наш Средней орды народ, а имянно [638] найманцы и уйсюнцы и вся Большая орда, в той Троицкой крепости торг производить и не могут. Того ради к высочайшему двору Вашего и. в о том всеподданейше доношу и прошу высочайше и всемилостивейше повелеть народу нашему торг производить в состоящей поблизости кочевья нашего Семиполатной крепости, котораго высочайшаго Вашего величества повеления, мы и ожидать имеем; иногда в той Семиполатной] крепости торг производить указано будет, то понеже отец мой Абулмамет-хан находится в городе Туркестанте ханом, чрез котораго б и тому торгу из Туркестанта, Ташкента, Кашкарии и Яркента ездящим купцам весьма имело быть полезно; итако, с высочайшей Вашего и. в. милости со упованием нашим остались.

Для отдания ж всеподданнейшаго нашего поклонения к высочайшему двору Вашего и. в. посланы от нас Баймурза-батыр, Худайберган, да Дюргучев.

Во уверение же сего я, Абулфеиз-солтан, своеручно печать мою приложил.

Под оным письмом чернильная печать приложена со изображением в ней имени ево, Абулфеиз-солтана. Писан генваря 21-го дня 1762 г.

Переводил переводчик Яков Гуляев.

АВПР, ф. 122, 1762 г., д. 8, лл. 20-21 и об. Перевод.