№ 38

[1732 г, июля...]. — Донесение башкирского старшины Кидраса — Коллегии ин. дел о принятии российского подданства казахами Малого и Среднего жузов и каракалпаками.

По указу е. и. в. всемилостивейшей государыни императрицы и самодержицы всероссийской отправлен с Москвы в Киргис-кайсацкую орду к Абулхаир-хану посланцом Мамет-мурза с указами е. и. в., куда он благополучно прибыл. И по прибытии своем к Абулхаир-хану в орду оного Маметя-мурзу Абулхаир-хан к себе принял и по принятии ево о здравии е. и. в. и о присылке к себе от е. и. в. милостивейшего указу спрашивал. И по объявлении ему, Абулхаир-хану, о здравии е. и. в. и присланном к нему милостивейшем указе он, Абулхаир-хан, все за благо принял и о пребывании в подданстве е. и. в. присягу учинил.

Потом Мамет-мурза сказал ему, Абулхаир-хану, что каким образом он аманатов давать будет, понеже не взяв с них аманатов е. и. в. ему, [92] Абулхаир-хану, верить не будет. И на то Абулхаир-хан сказал, ежели е. и. в. на речки Оре, впадающей в реку Яик, город построить повелит, то, пришед, он в том городе з беками и батырями своими е. и. в. и сам в аманатах жить обещает и повсягодно ис того города надлежащей ясак свой к е. и. в. с посланцами своими присылать будет. Он же, Абулхаир-хан, сказал, когда от е. и. в. в Хиву и в Бухары караваны посыланы будут, тогда он, Абулхаир-хан, людьми своими такие караваны без всякой опасности препровождать и такую службу отправлять обязуется. Потом он жег Абулхаир-хан, сказал, что о сем деле ево токмо известны, называемые Едиуруг 42 старшины — Бабай-батыр, Аит-батыр и Худай-Назар-мурза, а Шемяки-хан и Гаиб-ханов сын Батыр-султан, и протчие беки и батыри — никто о сем неизвестен. Однако ж, уповая он на всевышшаго бога, что по высокой милости е. и. в. и весь киргис-кайсацкой народ указу е. и. в. послушны быть имеют. И когда Батыр-султан, Заиб-ханов сын, с батырями своими и со многими людьми будет, тогда указ е. и. в. им объявим.

И по прибытии их Мамет-мурза указ е. и. в. Батыр-султану и всем людям ево объявил. А оные за благо не приняли и казали, что понеже о сем деле Шамяки-хан неизвестен. А на то Мамет-мурза ему, Батыр-султану, сказал, что «не убоясь я вас сюда приехал, токмо опасен я от е. и. в., и вы о пребывании в подданстве е. и, в. разсуждение свое возимеите. А ежели вы о сем разсуждения своего не приложите, о том я е. и. в. доносить буду». Потом он, Батыр-султан, и все люди ево сказали, что они сего без позволения Шамяки-хана учинить не могут. И тако все разъехались. И жили они в доме[х] своих три месяца.

Потом Абулхаир-хан Мамету-мурзе сказал, что без ведома их я о пребывании-в подданстве е. и. в. посланцов своих отправил, и на то они, осердясь отъехали. И требовал он, Абулхаир-хан, у Мамета Тевкелева все привезенные от е. и. в. присылки к себе взять. И на то он, Мамет-мурза, сказал ему, Абулхаир-хану, что ежели ты в присяге е. и. в. и в слове своем твердо состоишь, то не токмо присланные от е. и. в. вещи, но и все свое имение тебе отдам. А присланные от е. и. в. к тебе презенты, пока ты совершенной своей присяги не исполнишь и за печатью своею свидетельственного письма своего не дашь, такие презенты тебе отданы не будут.

Потом Абулхаир-хан Букенбай-батыря, Аит-батыря, Худай-Назар-мурзу и протчих добрых людей к себе призвал и при них о пребывании в подданстве е. и. в. и платеже повсягодно ясаку по 4000 лисиц присягу учинил и за печатью своею Мамету-мурзе письмо дал. Потом и сын ево, Абулхаир-хана, Нурали-султан о платеже повсягодно по 1000 лисиц присягу учинил и за печатью своею письмо дал. А потом присланные от е. и. в. к нему, Абулхаир-хану, презенты и ево, Мамета-мурзы, вещи все Абулхаир-хан к себе взял.

И по окончании вышеописанных дел Абулхаир-хан, по совету з Букенбай-батырем, Исет-батырем и Худай-Назар-мурзою, к Шамяки-хану о пребывании своем в подданстве е. и. в., и о присяге своей, и данном Мамету-мурзе за печатью своею письма, с ызвестием человека своего отправил, чтоб и он, Шамяки-хан, в подданство е. и. в. пришел. А ежели же он, Шамяки-хан, в подданство е. и. в. не придет, то Абулхаир-хан з Букенбай-батырем, Исет-батырем и Худай-Назар-мурзою, з 10000 семей людьми своими во владение е. и. в. перейдет. А потом, требуя от е. и. в. силы, вас всех пленит. А ежели же ныне Шамяки-хан в подданство е. и. в. притти желают, чтоб к присланному от е. и. в. посланцу Мамет-мурзе, пришед, [93] присягу учинил и за своею печатью письмо дал. И по тому Абулхаирханову лриказу Шамяки-хан з добрыми людьми своими к Мамет-мурзе пришел и по прибытии своем о здравии е. и. в. спросил, а потом о пребывании в подданстве е. и. в. и платеже повсягодно ясаку по 2000 лисиц и по 1000 корсаков пред Маметем-мурзою присягу учинил и за печатью своею письмо ему, Мамету-мурзе, дал.

Потом он же, Шамяки-хан, Мамету-мурзе сказал, что Аблай-Мамет-султан имеет у себя 1000 человек людей и он в подданство е. и. в. приидет, токмо по скольку ясаку платить будет, о том я неизвестен.

Потом и Батыр-султан, пришед к Мамету-мурзе, о пребывании в подданстве е. и. в. и платеже повсягодно ясаку по 1000 лисиц присягу учинил и за печатью своею Мамету-мурзе письмо дал.

Потом Абулхаир-хан и х карыкалпацким Хаиб-хану, и духовным, и батырям ево о пришествии своем в подданство е. и. в., також о приведении и ево, Гаиб-хана, в подданство е. и. в. человека своево отправил. И ло тому Абулхаирханову отправлению карыкалпацкой Гаиб-хан з духовным своим беков и батырей своих к Мамету-мурзе отправил, которые по прибытии своем у Мамета-мурзы о здравии е. и. в. спрашивали, потом о пребывании в подданстве е. и. в. обещались и присягу учинили. Притом же Мамету-мурзе сказали они, что из владения е. и. в. пришедшие башкирцы 150 семей людей у них имеются, которых оне ему, Мамету-мурзе, паки возвратить и отдать обещались.

Також до отъезду нашего из орды Абулхаир-хана Мамет-мурза на потребы свои занял у башкирцов товару на 240 руб. и о сем Мамет-мурза министром словесно донести приказал, ибо я всего обстоятельно словесно доносить не упомню, того ради чрез сие писание всепокорно доношу.

О сем доносит башкирец Кидрас.

Переводил Мустафа Турченинов.

АВПР, ф. 122,, д. 1, лл. 118-123. Перевод.


Комментарии

42. Правильно «Джеты руу» (семь родов) —наименование одного из основных казахских родов Младшего жуза, образовавшегося путем объединения нескольких (вероятно— семи) родов.