№ 28

1731 г. февраля 19. — Грамота имп. Анны хану Абулхаиру и всему казахскому народу о принятии их в российское подданство

Поспешествующею милостию мы, всепресветлейшая, державнейшая, великая государыня, Анна Иоанновна императрица и самодержица всероссийская... 37

Киргис-кайсацкой орды Абулхаир-хану, старшине и всему кайсацкому войску нашего и. в. милость.

Понеже мы, великая государыня, наше императорское величество, из писания твоего, Абулхаир-хана, через посланцов твоих, Кутлумбетя Коштаева да Сеиткула Куйдагулова, усмотрили желание твое со всем твоим владением быть в подданстве нашем и с подданными российскими з башкирцами быть в миру, а те посланцы твои, Абулхаир-хана, словесно здесь доносили, что желаешь ты, хан, с войском кайсацким быть в подданстве у нас на следующих пунктах.

Первое, обещаетесь нашему и. в. служить верно и платить ясак так, как служат башкирцы.

Второе, чтоб от подданных российских обид и разорения вам никакова не было.

Третье, ежели на вас, кайсаков, будут нападать какие неприятели, чтоб вы могли от того нашим императорского величества защищением охранены быть и счислять бы вас с подданными российскими.

Четвертое, чтоб ясырей, взятых от вас башкирцами и протчими российскими подданными, вам возвратить. А вы обещаете взятых россиян отдать и з башкирцами и с калмыки быть в миру.

И мы, великая государыня, наше императорское величество тебя, киргис-кайсацкого Абулхаир-хана, старшину и все киргис-кайсацкое войско пожаловали, повелели, по прошению вашему, принять вас в подданство на вышеизображенных требуемых вами пунктах, и потому надлежит вам, хану, и всему войску кайсацкому содержать себя всегда в постоянной верности к нашему и. в. и к нашим наследником. И когда по указу нашего и. в. будет вам наряд, куда на службу нашу з другими подданными российскими з башкирцы и с калмыки, тогда вам с ними вместе во определенные места ходить со всякою охотою; на башкирцов и на яицких казаков, и на калмык, и на других руских подданных никаких нападений, набегов и обид весьма не чинить и жить с ними мирно и безсорно, також-де купцам, российским подданным, ездячим из Астрахани и из других мест с караваном, и особ к вам и чрез ваши жилища и кочевья, в другие места, никакова препятствия и обид не делать, но наипаче оных от всяких опасных в пути случаев охранять и в проездах их потребное вспоможение чинить.

Посланцы твои, Абулхаир-хана, допущены были пред нас и в бытность их в Москве, довольствованы кормом и на отпуске пожалованы [41] нашим жалованьем и отпущены к тебе, Абулхаир-хану, и подводами, и в дорогу на корм також-де удовольствованы.

Впротчем, на милость нашего и. в. быть тебе, Абулхаир-хану наежну.

Дан в Москве лета 1731 февраля в 19 день, государствования нашего 2-го году.

АВПР, ф. 122., 1762-1775 гг., д. 2, л. 2. Отпуск.

«Полное собрание законов Российской империи», т. VIII, стр. 5704; И, И. Крафт. Сборник узаконений о киргизах степных областей. 1898, стр. 22-23; В. Лебедев. Из истории сношений казахов с царской Россией в XVIII в. «Красный архив», 1936, том 5 (78), стр. 189-190; «гМатериалы по истории политического строя Казахстана», т. I, Алма-Ата, 1960, стр. 12-13.


Комментарии

37. Опускается полный титул.