№ 193

1750 г. марта 4 174. — Письмо оренбургского губернатора И. Henлюева султану Аблаю о разрешении свободной торговли в Троицкой крепости.

Киргис-кайсацкой Средней орды верноподданному и почтенному Аблай-салтану.

На письмо и требование Ваше, которое от Вас ко Мне послано было в прошлом 1749 г. чрез людей ваших Шабаная и Тюлебая батырей, а еще тогда и с теми ж людьми Вашими к Вам, почтенному, салтану, писал и словесно приказывал и всяким моим доброжелательным к вам старанием обнадеживал. Уповаю, что Вы оное и притом в знак моей дружбы посланной к Вам кармазин исправно получили. Между тем же, при протчих делах как о Вашей к е. и. в. верности, так и о благосостоянии всей Средней орды не преминул я и ко двору е. и. в. по содержанию письма Вашего надлежащее засвидетельствование учинить и на то получил высочайшие указы со изъявлением сего, что е. и. в. Вашими и всей Средней орды добросостоятельными поступками изволит быть довольна, и уповая, что Вы и подвластные Ваши киргисцы по верноподданнической своей должности оные всегда неотменно продолжать и по указом е. и. в. наполнять будете, обнадеживает Вас и весь Ваш царод высочайшею своею милостию и благоволением. И вследствие того как мне, так и высокородному г-ну брегадиру Тевкелеву, которой от двора е. и. в. для ординских дел паки сюда отправлен и недавно в Оренбург прибыл, повелено о всех ваших пользах и о прочном всего киргис-кайсацкого народа благополучии совокупно всегдашнее, старание иметь, чтоб обоих киргис-кайсацких орд постоянное благополучие время от времяни множилось, в чем е. и .в. изволит иметь всегда особливое свое удовольствие и благоволение.

Потому е. и. в. высочайшему и толь милостивейшему к Вам повелению по прибытии сюда реченного г-на брегадира между первыми о пользах Ваших разсмопрениями шринята в разсуждение и та Ваша прозьба, чтоб для Средней орды на Уйской линии в Троицкой крепости торгу быть, о чем предупомянутые ваши люди, будучи у меня, именем Вашим просили понеже оба мы, как выше значит, имеем высочайшее и всемилостивейшее повеление о ваших пользах и о благополучии всего киргис-кайсацкого народа общее старание прилагать. Того ради в силе оных же высочайших указов с ним, г-ном брегадиром Тевкелевым, обще согласно определили по предозначенному Вашему прошению для всей Средней орды по способности в помянутой Троицкой крепости с ныне наступающая вешняго времяни свободному торгу быть во всем на таком основании и теми ж товарами, как оной и здесь в Оренбурге производится, и о том к командиру оной крепости и еще куда надлежало указы е. и. в. отправлены и надлежащей к тому наряд действительно учинен, да и купцов отсюда уже несколько туда с товарами своими поехало, о чем к Вам и реченной г-н брегадир от себя писал.

Вы, почтенный салтан, по здравому вашему разсуждению не только сами понять, но и протчим истолковать и всех ваших подвластных вразумить можете, что сей новой торг в помянутой крепости определен из высочайшаго к Вам и ко всему киргис-кайсацкому народу е. и. в. милосердия дня вящшаго всем, а паче Средней орде удовольствия, которым, по способностям пользуясь и чувствуя, от е. и. в. толь высокия и полезныя Вам милости должны Вы содержать себя в непоколебимой е. и. в. [505] верности, и все, что Вам указами е. и. в. повелено или впредь определится, оное так тщательно и усердно исполнять, как то верным подданным рабом надлежит. И который азиатския купцы или Большой киргис-кайсацкой орды и другие тамошних стран люди чрез улусы обоих предупомянутых орд в Оренбург, також и в ту Троицкую крепость с товарами и с деньгами их для купечества или отсюда и ис той крепости, накупя надобных им товаров, в их отечество поедут, тех всех, какого б звания ни были, пропущать Вам свободно, а буде потребуют, то за надлежащей и умеренной платеж снабдевать их и провожатыми, с которыми б они чрез все киргис-кайсацкие улусы могли иметь безопасные проезды, так чтоб о грабежах и обидах никогда на Васи на киргис-кайсак нарекания, и жалоб не было, чрез что не только ваша народная польза и спокойство время от времяни умножится и совершенно утвердится, но и верность Ваша к е. и. в. немало засвидетельствуется, а особливо Вы, почтенный салтан, Вашим попечительным в том старанием удостоите себя к получению от е. и. в. множайших милостей. Впротчем, уповаю, что Вы, почтенный салтан, в будущее лето с нами сами здесь .повидаетесь, в чем Ваша и народная польза состоит, и чрез то вящше утвердить можем, чего ради с сим от нас посланы Улей Баймяков, Илька Ишеев нарочно.

Между тем же желая Вам здравия и благополучия, есмь с моим неотменным к Вам доброжелательством и почтение е. и. в. тайный совет ник, кавалер и Оренбургской губернии губернатор.

Подлинное за подписанием и печатью реченного г-на тайного советника и кавалера Неплюева послано марта 4 числа 1750 г.

P. S. Вышеписанных посланных отсель татар Улея с товарищем обратно от улусу Вашего благоволите препроводить по способности уже прямо в помянутую Троицкую крепость с нарочными и надежными людьми Вашими, дабы тако могли они возвратитца ко мне благополучно.

АВПР, ф. 122., 1750 г., д. 3, лл. 51-52 об.


Комментарии

174. Точно такого же содержания письмо было послано султану Аблаю бригадиром А. Тевкелевым (см. данное дело, лл. 53-64 об.).