№ 108

1743 г. марта 21. — Журнал прапорщика Муравина, находившегося при хане Абулхаире в 1742-1743 годах.

Число

Год

1

30

1742 г. Октября

В Средней орде, в Багана-Найманском роду, в деревни Айбаш-батыря Абулхаир-хан, между протчим, говорил имеющимся при том киргисцам, якобы он, хан, российское государство имеет в своей власти, а ныне он, хан, как майора Миллера, так и порутчика Гладышева посланцами отправил от себя, а меня взял для своих дел, какия ему касатца будут до России.

2

10

Ноября

Меньшей орды Кичкина-Чеклинского роду Карабаш и Татлыбай с товарищи, всего сорок человек, уведомились они, якобы идут к ним с торгом астраханские нагайцы купцами, и, собравшись оные в помянутом числе людей, и поехали розбивать, которых и разбили. Токмо в том числе нагайцов не было, ибо оне остались назади в Средней орде, а были их же киргисцы, которые прежде живали в Башкирии и в Астрахане. Однако, несмотря на то и не поверя, что киргисцы, увидев товар, везенной на пяти верблюдах, совсем ограбили.

3

12

Абулхаир-хан призвал меня к себе, между протчим, объявил о помянутых разбитых киргисцах, якобы означенные воры за подлинно знали, что с торгом ехали не астраханские купцы, но помянутые киргисцы, и имели-де оне прежде сего ссору, и за то их разбили. А протчие киргисцы объявляют, что думали подлинно астраханские купцы. И видно, что хан и сам в том присудствовал и хотел от меня тем закрыть, а когда заподлинно узнали, что киргисцы тот ограбленной товар, почитай, весь собрав, отдали.

4

[12]

Того ж числа говорила со мною Папай, настоящая ханша, а хана при том не было; хотя она и с ханом желание имеет на Илеке построить город и тамо всегда быть, токмо-де неможно им согласить или –в послушание привесть их, киргисцов, которые-де немалого послушания не имеют. Того ради желает и сама видитца з главными командирами при Оренбургской комисии.

5

18

Абулхаир-хан, пришед ко мне в кибитку в великом азарте, и принес с собою черное письмо, которое писал к е. и. в. в бытность при Оренбургской яюмисии главным командиром г-на тайного советника Татищева в такой силе, как он, хан, просил о перемене прежнжго сына своего Ерали-салтана и объявлял как от помянутого г-на тайного советника Татищева, так и от покойного генерала-лейтенанта князя Урусова к себе дружбу. А ныне-де имеющейся при Оренбургской камисии главный командир его привозил тайный советник и ковалер Неплюев — якобы неправдивый человек и обманщик: во-первых, якобы не имеют указу о перемене детей ево; второе, пред отъездов ево, Абулхаировым, обещал ему чрез полтора месяца о перемене сына ево уведомить; третье, якобы он недоволен был писчею в [277] бытность ево в Орской крепости — и в таком-де порядке содержали, как салдатов, и кормили сухою крупою, чему над ним как Абулмамет-хан, так и протчия ево, Абулмаметевы, старшины смеялись, от чего он принел немалой-де стыд. Также якобы ему Абулмамет говорил, хотя он, Абулмамет, и в Орск не ездит, а подарки такие ж получают. Того ради ныне и он, Абулхаир, намерен, хотя и блиско Оренбурга кочевать будет, а видитца з главными командирами Оренбургской камиси ехать не хочет, ибо-де и ныне усмотрел великую неправду, о чем выше помянуто. А какая ему нужда будет к е. и. в., то собою намерен описыватца, против чего и я ему, хотя и немалое во оправдание говорил, токмо он того, почитай, ничего не принял и с того числа и мне немалую отмену во всем против прежняго кажет.

6

3

Декабря.

Уведомился я чрез хивинского Давудбая, которой приезжал к хану для выкупу сына своего и объявил, что шах персидской якобы имеет войну с туркою и назад тому месяца четыре была великая баталия, при котором в выиграше турское войско. И более тысячи человек от персиян взято в плен, а самово шаха и с войокисм атаковали и для того помянутого шаха сын Мурза, которай живет в доме, присылал в Хиву и в оральцы для взятья войска, которых октября в последних числех з две тысячи человек отправили.

7

6

Случилось кочевать, и хан, пришед ко мне, между с протчими разговоры объявил про верхних каракалпаков, а которых известно было в Средней орде, якобы к нему идут посланцами сорок человек. Токмо-де оные каракалпаки аки бы не к нему шли, но для своих пленных на выкуп, которых известной вэр Карасакал, не допустя, совсем разграбил и себе их в плен взял.

8

[6]

Того ж дни представлял я хану и требовал, по силе данного мне приказания, против которого во всем отказался, ибо того-де ничего зделать и запретить не могу, понеже киргисцы, как Средней и Меньшай орды, ни в чем не слушают, временем и сам от них не в малой опасности бывает, о чем он, хан, объявлял-де и прежде имеющемуся при нем порутчику Гладышеву.

9

7

Отправил хан в верхние каракалшаки к старшинам письма в таком состоянии, чтоб оные каракалпацкие старшины приехали к нему, конечно, генваря в первых числех и пошли б к нему со всею ордою в подданство. Причем упоминал и о нижних каракалпаках, что оные пришли в соединение с ним и за е. и. в. присягу учинили. А ежели ж оэначенные каракалпаки на термин не будет, то уграживая намерением своим иттить, собрав Среднюю и Меньшую орду на них войною.

10

8

Требовал от хана писчи, ибо и так был более суток голодом и купить было не на что, хотя что и взято было, но за дальною ездою данные нам казенные лошеди стали, которое употребил на покупку лошадей, а и оное и самим ханом взято. Против чего объявил хан имеющемуся притом Алмухаммет-мулле, когда он, хан, был в Орску и три дни был голодом, между чем ел сухую и гнилую крупу. И про меня говорил, для чего я и одних суток терпеть не могу. Да еще ж он объявил, якобы ныне он посланцов к себе не требовал, и приехал я к нему своевольно или просил охотою, и он, хан, якобы не знает, для чего я у него живу, разве за ним, ханом, приехал примечать или [278] ево караулить. Ибо-де он, хан, объявляет, что и бес того всегда находится в верности е. и. в., за что и сын ево имеется в аманатах.

11

20

Объявил мне «имеющейся при хане Мухаммет-мулла, ибо слышал он от хана неоднократно те ж речи, которые он, хан, и сам мне объявлял, прежде оные написаны под № 5-м ноября 18 числа.

12

18

1743-го г. Месяца генваря

Уведомился я чрез имеющагася у Абулхаир-хана калмыка Мергень-Кошки, которой был посылан от хана к сыну Нурали-салтану, и оной, будучи там, слышел от приезжающих к означенному салтану ис Хивы посланцов, ныне-де зюнгорские калмыки имеют войну з Бухарою, которая от помянутых калмык и атокована.

13

19

Оной же калмык объявлял, якобы он слышел в бытность у Нурали-салтана о ушедших от шаха персидского хивинских сартов трех человек, которые были у помянутого ж салтана и пустили эху по киргиской орде, якобы шах персицкой идет к Астрахане с войною.

14

20

Случилось кочевать, при которой кочевке Абулхаир-хан меня спрашивал о помянутой эхе, что верю ль я тому, что шах персицкой идет с войною к Астрахане. На что я заподлинно ничего объявить не имел, притом же он, хан, с серцам и з бранью о помянутом шахе сказал, ежели ж-де оной шах подлинно идет, то и он, хан, намерен, собрав своих киргисцов, иттить на помянутого шаха с войною, ибо-де оной шах немало мусульман раззорил, а ныне-де идет уш и к России, о чем ожидаем подлинного известия и позволения

15

25

Объявил имеющейся при хане мулла: слышел в разговорах от некоторых киргисцов, приходящих к хану, и желают ехать с войною на шаха персицкого. Притом «же некоторые говорят, ежели ж рус[с]кие одолеют, то им весьма хорошо. Паче ж «чаяния персияня одолеют, то-де у них и рус[с]кие в плену жить умеют. На что им хан ничего не сказал.

16

27

Вышепомянутой же мулла объявил: слышел он в разговорах у ханши с сыном ее Нурали-салтаном, когда-де он Ховюхмет-салтана Чимтасом оменют, то впредь уже от настоящей ханши детьми сменен не будет, ибо-де помянутой Нурали имеет более охоту к хивинской стороне, а хан-де в таком намерении, ежели ж зюнгорские калмыки с ними замирятца, то, конешно, от настоящей жены давать детей не будет, паче ж чаяния не замирятся, то-де миновать будет нечем, ибо-де от российской стороны отдалитца нельзя.

17

29

Уведомился хан, что помянутой мулла ко мне ходит, то на него весьма осердился и намерен был ево убить досмерти. Однако об оном уведомился я, и упомянутого от убивства упросил. Между тем хан объявил мне, якобы означенной мулла весьма негодной человек, ибо-де всегда к тебе ходит и что от меня слышит, то и объявляет, а иное якобы ложно, также и к имеющимся при Оренбургской камисии главным командиром без ево, ханского, ведома пишет письма, и от того он, хан, якобы и сына своего, Козехметя, не получил. Да посланы были от нас к его пр-ву г-ну тайному советнику и ковалеру Ивану Ивановичу Неплюеву письма прошлого 1742 г. сентября от 17 числа с яицким казаком и с киргюсцом Акмурзой, которой [279] киргизец по приезде объявил хану, якобы Козехмет приказал, что хан письма пишет к имеющимся при Оренбургской комисии главным командиром весьма неприличны, которыми ево, Козяхметя, привел в немалой стыд. А он, хан, тажож тем винит означенного муллу, Ибо-де оной мулла может что и от себя приписать, а он-де, хан, сам грамоте не знает. Такаж и протчих вин к своей пользе тому .приличных объявил немало. И как вышеписанное хан объявил и (намеренное убийство не оставляют, то, напротив того, я ко оправданию помянутого муллы хотя и говорил, токмо он, хан, того ничего не принял. И видя я такую ханскую суровость и объявил, что е. и. в. людей вам досмерти убивать не надлежит, ибо должно таких отсылать куда надлежит, которым могут и там по указом и по надлежащей вине наказать. И, выслушав оное, помянутой хан объявил, ибо оного муллу он, хан, взял не по указу и не прозьбою от генералов, но собою, в бытность ево в Башкирии, и объявляет помянутого муллу якобы изменником. И хотя от убивства и упросил, токмо он. хан, дал означенному мулле сроку на сорок дней, а для чего — неизвестно, и никуда ходить не велел. И как слышал я от преходящих ко мне киргисцов, что хан намерен помянутого муллу убить не собою, но сыном Нурали-салтаном или прикажет тайно киргиоцам, отчего ныне оный мулла находитца в немалом страхе и опасности. Да сверх же того, едучи дорогою, означенной хан на помянутого муллу был немало сердит, и якобы подлинно от него и сына своего не получил, и некоторым киргисцам приказал с помянутого муллы доправливать якобы не полученное ими от него в Орской крепости награждения. С которого и доправили «не токмо з добрым порядком, но и с побоями. А оной Мухаммет-мулла, как видно, по присяжной своей должности к е. и. в. рачительно служит и что уведает, то немедленно объявляет.

18

30

По письму Абулхаир-хана верхняя каракалпацкия старшины не токмо на срок, но и по окончании месяца не бывали. Того ж дни представлял хану, чтоб как можно отправить письма, токмо он на то ничего не сказал.

19

8

Февраля.

Призвал хан и объявил мне: для чего я в сутки дважды писчю употребляю. Ибо он, хан, и сам, когда был в Орску, только по однажды употреблял, а иногда-де и голодом был. Також и мне приказал по однажду употреблять. А прежде оного как порутчику Гладышеву, так и мне в пище никакого запрету не было.

20

11

Пришел ко мне имеющейся у хана трухменец, объявил, ибо слышал он в разговорах у хана с ханшею, что никогда он, хан, ехать и свидитца с имеющимися при Оренбургской комисии главными командирами не хочет, ибо-де человек немолодой також-де и нынешнею-де ездою от своей братьи он принял стыд. А какие дела хотя и касатца будут, то намерен посылать сына своего Ерали-салтана. Також и меня-де намерен был отправить марта с 15 числа, токмо за великим снегом и за худобою лошадей не отправил и о том-де весьма сожалел, для чего еще прежде с осени не отправил. И посланцам-де у себя быть никогда не желает, ибо-де никакого дела им здесь не имеется, только-де разве ево, хана, караулят. [280]

21

12

Имеющейся при хане мулла, пришед ко мне тайно в полночь, и объявил: слышал он от имеющагося у хана калмыченина Мергень-Кошки, которой ездил к Нурали-салтану. И приказал хан ему объявить про имеющагося упомянутого Нурали беглого салдата Леонтья Киржатского, которого от него, хана, я требовал, якобы он умер. Токмо помянутой калмык означенному мулле объявил тайно, что объявленной салдат жив и желает притти и з детьми с повинною, токмо-де хан не допущает ради ево салдатских детей, чтоб их получить в слуги.

22

[12]

Означенной же мулла объявил: слышал он от проезжающих киргисцов Барак-салтана, теленгут или служитель был в Торкустане и объявляет-де, что (Посланной в зюнгорские калмыки г-н майор Миллер доехал благополучно и принят изрядно. Також и посланной-де Абулмамет-хана сын також, доехал, токмо-де зюнгорской владелец взять ево к себе не намерен, ибо-де оной Абулмамет «в подданстве е. и. в. И как-де оное Абулмамет-хан и Барак-салтан услышали, то и кочевать к той стороне ныне опасаются.

23

13

Абулхаир-хан имеющагося при нем муллу, котораго намерен был убить, к себе призвал и объявил, что ныне он ево во всем прощает, и приказал, чтоб впредь помянутой мулла к посланцом «не ходил, також и писем к имеющимся при Оренбургской комисии главным командирам от себя не писал, и к российскому б государству никакого рачения не делал. Ежели ж. де малое что про то он, хан, уведает, то неотменно смерти предаст.

24

24

Уведомился я, что киргисцы Меньшой орды Чеклинского роду, у которых главным был Бюлюкчюра Чеклинского роду Бактабай-батыр, собрались иттить под нижних калмык, о которых оне уведомились, якобы без остатку взяты в Астрахань против шаха персидского, и намерены были жен и детей их к себе в плен взять. И по уведомлени моем, того ж дни об оном представил хану, чтоб таких киргисцов удержал, за что б не принял от е. и. в. гневу. На что помянутой хан вначале объявил мне, что означенные киргисцы намерены иттить под тех калмык, которые е. и. в. в измене. Но против того объявил я, что таким калмыкам быть не чаю. И потом означенной хан послал от себя к помянутому Бактабай-батырю, чтоб он под помянутых калмык не ездил, ибо оные-де находятся в подданстве е. и. в., за что б не воспоследовало отмщение. Напротив того, означенной Бактабай-батыр с посланными от хана приказал, что ныне он по приказу ханскому ехать оставит. Ежели ж-де той же Меньшей орды кочюющия по Каракулю киргисцы под означенных калмык не пойдут, а ежели ж пойдут, то и он, Бактабай, того оставить не хочет, которое объявил посланной от хана.

25

1

Марта

В разговорах с имеющимся при мне яицким казаком, которой место толмача Михайлом Черным, кочующей вместе с ханом, Янклыч-Чекланского роду киргизец Таубасар сказал: «Ежели-де ныне Хозехмет-салтна Чингысом не сменят, то, конечно, хана в серца приведут, и будет-де иметь несогласие или войну, а имеющагося в России сына своего почтет якобы умер».

26

7

Объявил мне имеющийся при хане киргизец, которай прежде живал в Башкирии, Аллаберда ибо того дни был у хана [281] киргисцам съезд, между которыми Кичкиня-Чеклинского роду Карамурза, которой послан был от Батыр-салтана к Барак-салтану, что, собрав своих киргисцов, ехал с ним, Батыр-салтаном, вместе под нижных калмык. Напротив того, помянутой Барак отказал, також и на Абулхаир-хану приказал в учтивых словах. Уведомился он, Барак, что кирлисцы Меньшей орды собрались ехать под означенных калмьж и от того б он, хан, их удержал, ибо-де оные калмыки в подданстве е. и. в., за что б нам не претерпеть и самим от России вящее. И оное означенной Абулхаир принел изрядно и при том отъезде бывших киргисцах старшин увещевал, чтоб оное, конечно, оставили (ехать под помянутых калмык), которые и обещали оставить.

27

10

Меньшей орды Кдакиня-Чеклинокого роду знатной старшина Муйняк-бий, которой всегда и обэ всяких делах с ханом советует, которому я между разговоры сказал, чтоб хану поговорил об отсылке к имеющемуся при Оренбургской комисии главному командиру писем, а помянутой Муйняк-бий, напротив того, сказал: «Какая-де нам нужда посылать, ибо-де мы имеем на е. и. в. серцо за неотдачю в бытность ханскую в Орску сына ево Козехмет-салтана и за непринятие Чынгыса».

28

13

Объявил мне имеющейся при хане мулла: слышал от хана в разговорах с ханшою, хотя-де нынешним летом для свидания с имеющимися при Оренбургской коммисии главными командирами и поедет, когда-де не менее трех раз пришлют ево, хана, звать, ибо-де и так от своей братьи он, хан, принял немалой стыд.

29

20

Абулхаир-хан призвал меня к себе. Между протчими раз говоры спросил я, что изволит ли он, хан, ныне ехать и видитца с имеющимися при Оренбургской камиси главным командиром. На что в ответ получил, ибо он, хан, от себя обо всем сам писать будет. Притом же я представил упомянутому хану, не изволит ли послать с письмами для скорости напред порутчика Гладышева. На что он сказал: «Более-де одного, и то для порутчика Гладышева, киргисца не отправлю».

Подлинной за рукою прапорщика Муравина.
С подлинным читал канцелярист Иван Коптяжев,

АВПР, ф. 122, 1743 г., д. 3, лл. 22-28 об. Копия.