№ 102

1742 г. не позднее октября. — Инструкция Оренбургской комиссии подполковнику Ртищеву в связи с Указом о запрещении перекочевки казахов Младшего жуза через р. Яик.

Секретно.

По имянному е. и. в. указу, присланному ко мне сего году от 30-го числа сентября, товелено, по известиям чрез г-на тайного советника Татищева, что киргис-кайсаки намерены осенью, переправясь чрез Яик, зимовать в Рын-Песках, перейти чрез Волгу и шротчае. Иметь старание, чтоб оных киргис-кайсак от того высочайшим е. и. в. интересом весьма несходственнаго намерения отвратить и удержать по-прежнему за Яиком. Ежели же они пойдут силою, в таком случае велеть войску яицкому оных не пропускать и отвращать от того намерения силою ж и оружием, и буде зшотребно усмотрите я, то для вспоможения помянутому (войску придать отсель пристойную команду с искусным командиром. По которому е. и. в. высочайшему указу определено отправить Вас в Яицкой казачей городок и для того, взяв Вам отсель в канвой шесть человек драгун Вашего полку и двенатцеть человек казаков, ехать в тот Яицкой городок, куда прибыв чинить следующее:

1-е. Посланной с Вами к яицкому войсковому атаману и старшинам об отправлении вашем е. и. в. указ подав им, требовать от них известия, в которых местах и как далеко от городка их и от реки Яика киргис-кайсацкие кочевья имеются (а каков пред сим указ ко оному войску послан, с того при сем копия) 124 и как о том уведаете, то по совету с атаманом и с лутшими старшинами выбрать вам из старшин того войска двух или трех человек умных и надежных людей, отправить Вам в те киргис-кайсацкие улусы, объявить приложенной при сем ко оным киргис-кайсакам е. и. в. указ о том, чтоб они близ того городка и ниже оного чрез Яик не кочевали, также и никто б чрез Яик ни под каким видом не переходил, с представлением того, что от е. и. в. особливой имянной указ ныне получен, чтоб о сем им, киргис-кайсакам, накрепко подтвердить. Ежели же кто из них того е. и. в. указа не послушает и будут тайно или усильством Яик реку переходить или в противность вышепомянутого кочевать, то поступлено с ними будет яко с противниками высочайшаго е. и. в. соизволения и указов силою и оружием е. и. в. для того б они (ежели паче чаяния на сей стороне Яика есть или близ Я никого городка кочующие), конечно, на прежние свои места за Яик отошли и тамо б кочевали, где им довольные [266] места показаны, ибо, что далее от Яика будут кочевать, подалее им от ссор с калмыками.

2-е. А буде из оных киргис-кайсаков прежде приезду Вашего на Яик чрез ту реку перешедшия киргис-кайсаки есть и кочуют, особливо же в предозначенных Рын-Песках (чего однак неуповаемо) то Вам к таким киргисцам особливых старшин с таким же указом (которой нарочно двойственно дан) и с вышеизображенным объявлением послать. А между тем нарядить Вам из Яицкаго войска сильную партию самых лутших доброконных казаков с надежною старшиною и когда киргис-кайсаки объявленного им указа и представления не послушают, то и велеть той партии силою на их кайсацкую сторону прогнать. А буде учнут противиться, то как с противниками с ними поступать оружием. А которые не перешед тое реку по ту сторону не близ Яицкого городка по берегу кочевьем расположились, и ежели при тех улусах Абулхаир-хана и ево детей Джанбек-тархана лет, то Вам и таковых всячески принуждать, чтоб они от реш далее шли во убежание ссор с калмыками, объявляя, что то вам указом е. и. в. наблюдать повелено. А буде никаких иных увещеваней не послушают, то вам писать ко мне, какие то и чьи улусы, а между тем послать о том же к их владельцу, чтоб велел прочь отойти. Буде ж вышепомянутые Абулхаир-хан, ево дети и Джанбек-тархан сами притом найдутся на берегу реки, то вам им представлять, чтоб для убежания тех же особ велели далее откочевать, и притом им объявить с учтивостью, имянно, что вы имеете е. и. в. указ, какова б кто звания ни был, ежели за Яик покусится итти в противность высочайшаго е. и. в. соизволения чтоб аилу силою ж отвращать и конечно вам сие подтверждается, какова б кто звания ни был, хан или владелец, и будет усиливаться на ту сторону Яика, то поступать с ним по вышеписанному. Тож разумеется и о калмыках, ежели б из них кто в малом ли великом числе за Яик переходить покусился, но ежели по объявлении тех указов беспрекословно они исполнять будут, то им никакого озлобления показывать не надлежит, чтоб то не было притчиною к худым следствиям, что Вам накрепко ж подтверждается.

3-е. Ежели же уведомитесь, что вышеозначенные киргис-кайсаки, как то о них вышепомянутой г-н тайный советник Татищев по разным известиям объявлял, вознамерятся подлинно, несмотря ни на что, чрез реку Яик и к Волге усильно проходить, в таком случае надлежит вам самим со всем яицким войском, оставя из оного только, что для содержания города занужно усмотрите, немедленно расположиться при всех тех местах, где киргис-кайсацкие и калмыцкие перелазы бывали и для непропуску их учредить крепкие розъезды, чтоб из них, киргис-кайсаков, никто никаким образом чрез Яик пройтить не мог. А между тем с нарочными писать Вам наскоро к вышепомянутому тайному советнику Татищеву и о всем том, какие у вас о киргис-кайсацких обращениях будут известии, обстоятельно к нему сообща, требовать, чтоб по силе вышеозначенного е. и. в. имянного указа с стороны ево калмыцкими войски по ево усмотрению вспомоществование было вам учинено, почему те предосторожности чинить сообщась с ними, калмыками, ибо ему, тайному советнику, о употреблении тех калмыцких с казаками войск ммянным же е. и. в. указом повелено. А дабы они, кайсаки и калмыки, во всем том усердственнее поступали, для того имеется их заранее обнадежить, что при том полученная ими добычь отдается им. Буде же запротребно усмотрите, чтоб притом иметь вам и регулярную драгунскую команду, то можете от себя писать и требовать из Бердска от примьер-майора Исакова, к которому послан указ, ежели Вы потребуете, то б он хотя со всею командою сам не описываясь прямо к Вам следовал и по сей инструкции общее вами исполнял. Также и к полк. Пальчикову определено, чтоб и он в случае нужды по требованием Вашим немедленные исполнении и командировании ж чинил. [267]

4-е. И тако, будучи три толь немалолюдной команде и способах всевозможное и неусыпное старание должны Вы иметь, чтоб означенные киргис-кайсаки, ежели б стали силиться чрез Яик, не только б не пропущены, но и таким бы сильным образом встречены были, чтоб впредь на такие противности более отважиться не могли. А за теми, которые б, паче чаяния, продрались чрез реку Яик, сильные партии отправлять, чтоб из них никто вдаль до Волги, толь паче за Волгу, убежать не возмог, но всех их переловить или на их сторону Яика-реки паки погнать стараться. Кои же пойманы будут, таких допрашивать, с каким намерением они тот перебег учинили, что их к тому предводитель и зачинщик, не по подзыву ль какому и не имели ли о том пересылки с калмыками или кубанцами, также и другие обстоятельства по состоянию дела совершенно выспрашивать. А буде показывать не станут, то в том и розыскивать и з допросов их присылать копии, а самих содержать в Яицком городке под крепким караулом, давая им на пропитание правиант из имеющагося тамо комискаго, якоже и на регулярную команду. Ежели при Вас сбудет тот де комиской правиант употреблять, а на -казенных лошадей, три Вас будусчих, сена по указному числу на судки требовать от Яицкаго войска, о чем особливо указ послан.

5-е. К яицкому войсковому атаману, старшинам и к всему войску яицкому в посланном указе определено и накрепко подтверждено, дабы по требованиям вашим, что предписаннаго порученного вам дела принадлежать будет, непременное и скорое исполнение чинили, ничем не отрицаясь, с которого указа при сем копия. Напротив чего и Вам подтверждается, будучи тамо, поступать во всем как честному афицеру надлежит, сохраняя высочайший е. и. в. интерес, и войску яицкому никаких обид и напрасных приметок и отягощеней не чинить под опасением воинскаго суда и штрафа по указом е. и. в.

6-е. Что у Вас происходить будет, о том вам сюда также и к помянутому г-ну тайному советнику Татищеву почасту должно доносить, в случае ж и (по ево ордерам пополнять. А чтоб Вам о состоянии киргис-кайсацком и о их намерениях завсегда известным быть, то хотя и явных противностей ныне не усмотрите, однак завсегда в улусы их под видом торгу или каких других партикулярных казачьих нужд посылать из яицких казаков в. киргизских улусах бывалых верных и язык их знающих людей, чрез которых о всех их киргиских обращениях и намерениях выведывать и потому в положенном на Вас по сей инструкции деле пристойные меры брать, также и сюда доносить и быть Вам в предупомянутом Яицком городке до указу.

7-е. Впротчем, аколь Вам накреяжо подтверждено, чтоб все предписанное исполнить, равномерно ж подтверждается и о том, чтоб Яицкому войску и регулярным командам напрасной трубации не учинить и киргис-кайсаком озлобления напрасно не показать, которое також-де весьма предстерегать надлежит.

8-е. Окончательной пункт о тайных делах по указу, состоявшемуся в прошлом 1724-м г.

Подлинная за подписанием тайного советника и кавалера Неплюева.

За закрепою секретаря Петра Рычкова.
За оправою канцеляриста Ивана Коптяжева.
Секретарь Петр Рычков.
С подлинным читал канцелярист Иван Коптяжев.

АВПР, ф. 122, 1742 г., д. 4, лл. 191-194. Копия.


Комментарии

124. См. документ № 100.