№ 14

1716 г. сентября 12. — Донесение сибирского губернатора М. Гагарина Петру I о прибытии в Тобольск послов от казахского хана и народа с просьбой о мире и военном союзе с Россией.

Всемилостивейший государь, доношу величеству Вашему, что сего сентября 11 дня 1716 г. явились мне в Тобольску два человека иноземцев Казачьей орды и з собою привезли афицера полков подп. Бухольца, Меркула Трубникова да писаря, которые были посланы к калмыцкому владельцу с письмом от него, Ивана Бухольца, которого калмыки ограбя и везли за караулом.

И те иноземцы в допросе сказали: присланы-де они в Тобольск с ведома хана их и от всей Казачьи орды, что б-де губернатор сибирской донес ц. в. и примирился бы с нами вечным миром, а хан-де их и вся Казачья орда хотят в миру быть везде с людьми е. ц. в. Також-де и в Казань и на Уфу посланец послан же. И есть ли-де повелено будет от е. ц. в. им, Казачьей орде, с людьми, е. ц. в. или одним им воевать калмыцкого владельца контайшу, которого город Еркеть, то-де в двадцати или в тридцати тысячах хан их и вся Казачья орда всегда будут готовы по повелению-де е. ц. в., и в освидетельство-де того уведали, что афицера е. ц. в. отбили люди их у калмыков, и слыша от него, что контайши противитца е. ц. в. И того-де ради вся Казачья орда, того офицера выкупя у тех своих людей, и с ведома-де хана своего и послали и их с ними просить вечного мира с людьми ц. в., а контайшу воевать бы вместе. [17]

А в допросе, государь, и офицер Трубников сказал, что послали его со общего согласия вся Казачья орда, а сказывали-де ему, что и хан их того зело требует, чтоб быть в миру с людьми Вашего величества и калмыков вместе бы воевать.

Но тот, государь, афицер хана их не видал, а была-де многожды к хану их посылка от них, о той посылке Тобольской они же-де о миру и в Казань к губернатору послали посланца.

И о том доношу величеству Вашему, что отказать им того конечно ненадобно потому, государь, что соседи они ближние тому калмыцкому владельцу и разоряют они его всегда, и опасность, государь, он от Казачьей орды, також как и от Аюки-хана калмыцкого, имеет, то-де владелец калмыцкой всегда.

Да бы о том их Казанскому губернатору величества Вашего указ послать, что посланца бы их не ожесточили.

А я, нижайший твой раб, сказал им, что из губернии Сибирской войны на Казачью орду посылать не буду и людям Сибирской губернии волю с ними жить в миру, а калмыцкого владельца воевать им велел, а когда-де его царское величество укажет послать войски свои на кантайшу, то будет иметь о том согласие и пришлю ведомость тогда к ним. И ныне государь послал ис Тобольска трех человек для подтверждения того дела их.

Но надеюсь, государь, что естли сведает тот калмыцкой владелец, что Казачья орда войском на него будет со стороны величества Вашего, то не надеются ему воевацта с людьми Вашего величества и противности чинить в городовых делах.

Но для посылки, государь, ис Тобольского к тому калмыцкому владельцу контайше надобно прислать Вашего величества грамоту, чтоб мне тое грамоту послать к нему ныне из Тобольского для того, государь, что пишет ныне и приказывает со многими, что-де посылка эта строить городы без указу царского величества посылает князь Матвей Гагарин, а царское-де величество того не ведает, что в той Вашего величества грамоте явить ему, что есть мне Вашего величества повеление для прииску серебреные и медные и золотые руд, строить городы по Иртышу и на Зайсане-озере и в вершинах иртышских и явить ему, что Ваше величество мне не указал чинить ему, владельцу, и людям его никакой обиды и ни раззорением також ни с мест тех, где ныне кочюют, не указал мне ссылать их хотя и сибирские земли.

Посланцам, государь, его, контайшиным, я сказывал, что такой указ Вашего величества мне есть, и оне тому быть ради, чтоб лиша их бы не збивать с тех их мест и не воевать. И я им сказывал, что Аюка с калмыки кочюет между городов царского величества, и им також повольно будет кочевать.

Да опорочил, государь, те мои им слова Иван Бухольц, сказал тем посланцам, что от Вашего величества послан он в Еркеть и указ-де дан мне за печатью, а велено-де мне роспечатать в Еркети и чинить де буду по тому указу, то оне моим словам и письму моему не поверили, о чем я и прежде писал до Вашего величества, и офицер Трубников, которого у калмык отбила Казачья орда, был послан с тем словом, и в письме с ним написано было о том же.

А естли Вашего величества в грамоте о том явлено ему будет, что о том есть мне Ваше повеление, то... 18, государь, им иметь противности в строении городов.

И ныне, государь, по ведомости от выхотцов наших, что Ямышевскую крепость не разоряли и строения в крепости не жгли, только-де [18] испорчено, что наши испортили и никого-де при той крепости их нет.

А от посланных, государь, своих ведомости ожидаю я вскоре тех, которых я с правиянтом послал и для починки к Ямышевской крепости и сидеть и велел в той крепости.

Доносит Вашему величеству последний раб Матвей Гагарин 19.

ЦГАДА, ф. 122, on. 1, 1716 г., д. 3, лл. 1-2 и об. Копия.


Комментарии

18. Одно слово не разобрано.

19. На полях документа канцелярская помета: «По ево желанию послать грамоту, однакож, ежели они будут смирно жить, то с ними не воевать. Таково подлинное в кабинете».