НОВЫЕ ДАННЫЕ О ВОРОТАХ ШАХРИСТАНА БУХАРЫ

(По материалам вакфных грамот)

Изучению исторической топографии Бухары, в частности месторасположения и названий ворот шахристана, уделяли внимание многие ученые 1. При этом были высказаны разноречивые суждения.

Трудности установления местоположения и отождествления названий тех или иных ворот, известных в более позднее время, с названиями, встречающимися в письменных первоисточниках более раннего времени, равно как и уточнение линий городских стен, размеров и границ шахристана г. Бухары, усугубляются тем, что эта самая древняя часть города в течение более чем полутора тысячелетий неоднократно застраивалась новыми постройками и перестраивалась, причем остатки прежних строений зачастую сносились до основания.

В этой связи большое значение приобретают некоторые новые факты, выявленные в вакфных документах, которые помогают уточнить местонахождение и названия некоторых ворот шахристана Бухары, а также местоположение отдельных участков древней, давно исчезнувшей стены шахристана. Особенно важны для рассматриваемого вопроса сведения из вакфнаме в пользу медресе Мадари-хан (вторая половина XVI в.) и медресе Абдаллах-хана II (1593-1594 гг.) в Бухаре 2.

Не имея возможности в рамках небольшой статьи суммировать и анализировать все достигнутое в этом направлении, мы остановимся лишь на основных положениях предыдущих исследователей и надеемся, что публикуемые новые фактические данные из документальных источников послужат дополнительным материалом для дальнейшего детального и разностороннего освещения затронутых здесь вопросов.

Фактические данные, содержащиеся в указанных вакфных грамотах и в ряде других актов XVI-XVIII вв., позволяют внести некоторую ясность в отношении нескольких спорных моментов.

1. Анализ содержания текстов указанных актовых документов позволил нам сделать определенные выводы о местонахождении Железных ворот (Дарб-и Аханин) и установить их тождественность воротам, известным под другим названием.

По данным исследуемого вакфного документа в пользу медресе Мадари-хан, Железные ворота (Дарб-и Аханин) находились за пределами старой крепостной стены (хисар-и кадим) 3, непосредственно рядом с Чахарсук-и Аханин (крупным купольным [40] торговым сооружением), и частично граничили с последним. Вот что сообщается в грамоте:

***

«Еще [дан в вакф] целиком и полностью Чахарсук-и Аханин..., расположенный за пределами старой крепостной стены упомянутого города, в воротах Дарб-и Аханин; запад его примыкает частью к лавке, где продаются халаты, [принадлежащей]... Амиру Кулбаба Кукалташу, частью — ко рву внутренней крепости упомянутого города, который известен; север его примыкает частью к Дарб-и Аханин, которые известны, частью к упомянутому рву; восток его примыкает частью к упомянутому рву, частью к тимче... упомянутого господина Хасан-ходжи; юг его примыкает к дороге общего пользования и частью к бакалейной лавке Хасана, сына... и частью к лавке, оставленной... покойным Юсуф-Ходжа...» 4. Отсюда ясно, что название ворот Аханин было связано с находившимся здесь перекрестком торговых рядов — Чахарсук-и Аханин.

Цитированный выше текст вакфного документа приведен и в интересной работе М. Ю. Саиджанова 5. Он, анализируя данный отрывок, приходит к выводу, что Железные ворота (Дарб-и Аханин) были расположены к северу от Чахарсук-и Аханин («называемый, — как он пишет, — сейчас Так-и Тилпак»), и предполагает, что они находились, по всей вероятности, на одной из дорог, ведшей к Базар-и Гул и Так-и Заргаран. Им отмечена также тождественность Железных ворот Воротам Аттаран. К сожалению, никаких дополнительных фактических обоснований в пользу своей интерпретации данного текста автор не приводит.

Тем большую ценность представляют новые данные, извлеченные из ряда вакфных актов XVI-XVII вв. 6, которые помогают установить местоположение Чахарсук-и Аханин и, следовательно, установить место граничивших с ним Железных ворот.

По данным вакфного документа 1593-1594 гг. в пользу медресе Абдаллах-хана II, одна из недвижимостей, обращенная в данный вакф, находилась близ Чахарсук-и Аханин, в квартале Базар-и Пийаз. В тексте говорится:

***

«Еще [передается в вакф] целиком и полностью баня, которая известна как Хаммам-и Махичепази..., расположенная за пределами старой крепостной стены (хисар-и кадим) упомянутого города вблизи от Чахарсук-и Аханин, в квартале Базар-и Пийаз... на юге примыкает к лавкам по продаже ситца и Базар-и Абришум» 7.

Из текста рассматриваемого выше документа, выясняется, что Чахарсук-и Аханин располагался вблизи, а, возможно, даже в самом квартале (куй) Базар-и Пийаз, который примыкал к Базару Абришум. Приведенный текст вакфного документа представляет ценность и в том отношении, что позволяет несколько уточнить расположение квартала Базар-и Пийаз и Базара Абришум. До настоящего времени местоположение квартала Базар-и Пийаз оставалось невыясненным 8. Как явствует из контекста, [41] квартал Базар-и Пийаз граничил на юге с Базаром Абришум, а местонахождение последнего определяется по тексту еще одного документа 1593-1594 гг. — вакфнаме в пользу медресе Кулбаба Кукалташа. Здесь говорится следующее: «Еще [обращаются в вакф] целиком Тим-и Сафидфурушан и Базар Абришум... граничащие друг с другом и расположенные в квартале упомянутой мечети [Магак]... север их примыкает... частью к печи бани Хаммам-и Махичепази...» 9.

Итак, Базар Абришум примыкал к Тим-и Сафидфурушан, который помещался в квартале Магак (полное наименование — Магак-и Аттари) 10. Тим-и Сафидфурушан, как известно, находился позади мечети Магак-и Аттари, к западу от нее 11.

Следовательно, Базар Абришум и квартал Базар-и Пийаз находились близ мечети Магак-и Аттари, к западу от нее.

Таким образом, соседствовавший с кварталом Базар-и Пийаз и Базаром Абришум Чахарсук-и Аханин и примыкавшие к нему Железные ворота (Дарб-и Аханин) были расположены на небольшом расстоянии к западу от мечети Магак-и Аттари, т. е. там, где в настоящее время общепринято локализовать Ворота Аттаран 12.

М. Ю. Саиджанов, как уже упоминалось, указывает на тождество Чахарсук-и Аханин и существующего по сей день купольного пассажа Так-и Тилпак.

О. А. Сухарева локализовала Ворота Аттаран предположительно у пассажа продавцов шапок (Так-и Тилпакфурушан), на дороге, которая вела с территории шахристана через Так-и Тилпак к каналу. Опираясь на данные исследованных ею вакфных актов, она отмечает, что ров и стена шахристана проходили севернее названного пассажа 13. В одной из его ниш, обращенной в сторону квартала Сузангаран, как пишет О. А. Сухарева, находился мазар Ходжа Нуриддини Хилвати, который упоминается в «Книге Мулло-заде» как расположенный около Ворот Ахангаран, «внутри хисара» (имеется в виду старый хисар) 14. О. А. Сухарева делает отсюда предположение о тождестве Ворот Аттаран и Ахангаран (Ворот Кузнецов) 15.

Рассмотренные выше вакфные документы также позволяют нам заключить, во-первых, о тождестве пассажа Чахарсук-и Аханин и Так-и Тилпак, во-вторых, — о тождественности Железных ворот (Дарб-и Аханин) Воротам Аттаран, а следовательно, учитывая и данные предыдущих исследователей, можно говорить об их тождественности и Воротам Ахангаран. Последнее подтверждает правильность мнения, высказанного И. И. Умняковым. Подтверждается также его мнение о расположении Ворот Аттаран (т. е. Железных ворот) близ мечети Магак-и Аттари, на юге шахристана 16.

Таким образом, одни и те же ворота имели разные названия: Ворота Мах 17, Ворота Базара, Ворота Аттаран, Ворота Шахристан 18, Ворота Ахангаран и Ворота Аханин.

Как уже отмечено, Чахарсук-и Аханин, судя по цитированному выше акту в пользу медресе Абдаллах-хана II, примыкал к Базару Абришум. Дополнительные сведения, которые донес до нас вакфный документ 1687 г., позволяют определить топоним Базар-и Абришум как одно из названий квартала Мулла Амири («мечеть Базар-и Абришум, известная как Мулла Амири») 19. Квартал Амири локализуется О. А. Сухаревой непосредственно рядом с кварталом Магак-и Курпа 20. По ее мнению, именно по территории квартала Мулла Амири проходила старая крепостная стена (хисар-и [42] кадим), которая, по ее предположению, совпадала здесь с границами бывшего шахристана 21.

Следовательно, сведения, извлеченные из вакфных документов, предоставляют возможность расположить Чахарсук-и Аханин и прилегавшие к нему с севера Дарб-и Аханин (Железные ворота) близ мечети Магак-и Курпа, рядом с кварталом Амири (или Базар-и Абришум).

Это мнение подтверждается еще одним вакфнаме, датированным 1656-1657 гг., согласно которому мечеть Магак-и Курпа (иногда в актах — Магак-и Латта) располагалась в квартале Камангаран 22, за пределами старой крепостной стены (хисар-и кадим), рядом с Чахарсук-и Аханин. В документе читаем: «...В квартале Камангаран, граничащем с Чахарсук-и Аханин...» 23 В цитированном выше вакфном документе в пользу медресе Мадари-хан (вторая половина XVI в.) при описании границ Чахарсук-и Аханин мечеть Магак-и Курпа должна была быть упомянута как граничащая с ней, но ее там нет. Видимо, мечеть эта была построена несколько позже 24.

Итак, все приведенные факты позволяют разместить Железные ворота (Дарб-и Аханин) и граничивший с ними Чахарсук-и Аханин рядом с мечетью Магак-и Курпа, северо-западнее сохранившейся до наших дней мечети Магак-и Аттари 25.

Другие рассматриваемые нами ворота шахристана Бухары называются Воротами Кухандиз, т. е. Воротами цитадели. В некоторых списках М. Наршахи они именованы Габрийа, а также Канди Нав 26. По мнению М. Ю. Саиджанова, они назывались Габрийа, а у арабских географов — Баб ал-Кухундуз (Кандиз) 27.

По утверждению Е. А. Давидович, эти ворота имели еще одно, синонимичное название: Ворота Хисар 28. В. В. Бартольд, опираясь на Наршахи, высказал мнение, что они были, безусловно, обращены к цитадели 29. М. Ю. Саиджанов помещает Ворота Кухандиз против восточных ворот цитадели, напротив улицы, ведшей к кварталу Тагбандбафан 30, существовавшему еще в начале XX в. Наиболее полно локализуются эти ворота О. А. Сухаревой. Она размещает их против восточных ворот цитадели, названных арабскими географами Баб ал-Джами («Ворота соборной мечети»), недалеко от первой городской соборной мечети. К этой же мечети, по ее словам, должны были выходить и те ворота шахристана Бухары, которые назывались Воротами Кухандиз 31.

Данные, извлеченные нами из вакфной грамоты 1593-1594 гг. в пользу медресе Абдаллах-хана II, позволяют выявить еще одно название Ворот Кухандиз. В грамоте говорится:

***

«...а границы девяти других из тех дуканов, которые расположены вблизи ворот Дарб-и Ислам, следующие: западная (граница) примыкает арсой 32 к дороге общего пользования, по которой идут к Регистану, южная примыкает арсой к дороге общего пользования, по которой идут к воротам Дарб-и Ислам, восточная примыкает арсой к дороге общего пользования, по которой ходят около внутренней крепости упомянутого города...» 33.

Как видно из цитируемого текста, южная граница вакфной недвижимости, [43] передаваемой в пользу медресе Абдаллах-хана II, примыкала к дороге, ведшей к Воротам Ислама (Дарб-и Ислам), а западная — к дороге, ведшей к Регистану. Эти данные еще не позволяют нам точно локализовать Ворота Ислама (Дарб-и Ислам) в определенном участке западной стены шахристана и утверждать об их тождестве Воротам Кухандиз.

Но относительно Ворот Ислама могут быть приведены некоторые дополнительные сведения, заставляющие не сомневаться в их тождественности Воротам Кухандиз. По данным, имеющимся в вакфном акте 1615 г., мечеть Пайанда бий Аталик локализуется близ квартала Дарваза-йи Ислам следующим образом: она находилась «...вблизи махалла-йи Дарваза-йи Ислам, прилегающей к арку — месту пребывания правителей...» 34.

Как известно, мечеть Пайанда бий Аталик, сохранявшаяся еще в начале XX в., располагалась на юге Регистана, примыкая к юго-западной части стены арка Бухары 35. Квартал Дарб-и Ислам, согласно цитированному тексту грамоты, граничил с арком и находился близ мечети Пайанда бий Аталик. Эти указания являются точным и убедительным ориентиром, позволяющим уверенно поместить Ворота Ислама на западной стороне шахристана — там, где размещались Ворота Кухандиз, и полагать, что их можно отождествить с последними. На это указал и М. Ю. Саиджанов, но не привел никаких аргументированных доказательств в пользу своей точки зрения 36.

Итак, на основании цитированного выше текста вакфного акта удалось выявить еще одно название Ворот Кухандиз шахристана: в XVI в. они назывались Воротами Ислама (Дарб-и Ислам, Дарваза-йи Ислам). Возможно, что топоним «Дарб-и Ислам» связан с обычаем мусульман проводить праздничные молитвы на особом месте (намазгах), находящемся за чертой города, в данном случае — за пределами шахристана Старой Бухары 37.

Таким образом, анализ данных вакфных грамот в сочетании с высказываниями исследователей, занимавшихся изучением ворот шахристана древней Бухары, позволяет сделать следующие выводы:

Железные ворота (Дарб-и Аханин, Баб ал-Хадид — у арабов) находились близ мечети Магак-и Аттари, рядом с мечетью Магак-и Курпа.

Железные ворота тождественны Воротам Аттаран. Эти ворота имели шесть названий: Ворота Мах, Ворота Базара, Ворота Аттаран, Ворота Шахристан, Ворота Ахангаран и Ворота Аханин (Баб ал-Хадид).

В XVI в. Ворота Кухандиз назывались и «Дарб-и Ислам»; возможно, это название сохранилось со времен Наршахи.

Дальнейшее тщательное исследование многочисленных документов, являющихся ценнейшим историческим источником, может дать новые дополнительные материалы по топографии и топонимике древнего города Бухары.

Г. А. Джураева


Комментарии

1. Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. — Соч., т. I, М., 1963, с. 151-153; Умняков И. И. К вопросу об исторической топографии Бухары. — Сб. Туркестанского восточного института в честь А. Э. Шмидта, Ташкент, 1923; Саиджонов М. Ю. Бухоро шахри ва эски бинолари. — Маориф ва укутгувчи, Тошкент, 1927, № 3-4, с. 31-34; Сухарева О. А. К истории городов Бухарского ханства (Историко-этнографические очерки). Ташкент, 1958, с. 15-30; Давидович Е. А. Дискуссионные вопросы в книге А. М. Беленицкого, И. Б. Бентовича, О. Г. Большакова «Средневековый город Средней Азии». — Сб.: Древность и средневековье народов Средней Азии (История и культура), М., 1978, с. 104-106; Ремпель Л. И. Из истории градостроительства на Востоке (Материалы по планировке старой Бухары). — Сб.: Искусство зодчих Узбекистана, Ташкент, 1962, с. 215-217, его же. Далекое и близкое. Страницы жизни, быта, строительного дела, ремесла и искусства старой Бухары. Ташкент, 1982,с. 104-107; Беленицкий А. М., Бенетович, И. Б., Большаков О. Г. Средневековый город Средней Азии. Л., 1973, с. 233-234.

2. Оба документа хранятся в фонде бухарских вакфных документов ЦГА УзССР в Ташкенте (ф. И-323, оп. 1, д. 2 и 55/2).

3. Термином «хисар-и кадим» обозначалась крепостная стена Бухары, опоясывавшая город до возведения новых стен в XVI в. Эта стена и ее ров (хандак) охватывали центральную часть Бухары и часто фигурируют в позднесредневековых бухарских документах как ориентир для определения местоположения тех или иных топографических объектов Бухары. О «хисар-и кадим» см.: Давидович Е. А. К датировке

4. ЦГА УзССР, ф. И-323, оп. 1, д. 55/2.

5. Саиджонов М. Ю. Бухоро шахри ва эски бинолари, с. 32.

6. ЦГА УзССР, ф. И-323, оп. 1, д. 1, 2, 55/2, 131, 1292/16.

7. Там же, д. 2.

8. Квартал Базар-и Пийаз отмечен О. А. Сухаревой в списке кварталов Бухары XVII в. Название же Базара Абришум в ее работе не упоминается (см.: Сухарева О. А. Квартальная община позднефеодального города Бухары (В связи с историей кварталов). М., 1976, с. 304, прим. 46).

9. ЦГА УзССР, ф. И-323, оп. 1, д. 1.

10. Сухарева О. А. Квартальная община..., с. 303.

11. Ремпель Л. И. Из истории градостроительства на Востоке..., с. 239; его же. Далекое и близкое..., с. 122; Пулатов А. Бухоронинг ахволи ва та’рихи едгорликлари. Ркп. ИВ АН УзССР, № 12896, с. 134.

12. Умняков И. И. К вопросу об исторической топографии Бухары..., с. 151; Сухарева О. А. К истории городов..., с. 17.

13. Сухарева О. А. К исторической топографии г. Бухары первой половины XVI в. — Известия Отделения общественных наук АН ТаджССР, вып. V, Сталинабад, 1954, с. 165; ее же. К истории городов..., с. 21.

14. Сухарева О. А. К истории городов..., с. 21; ее же. Квартальная община..., с. 196.

15. Сухарева О. А. К истории городов..., с. 21.

16. Умняков И. И. К вопросу об исторической топографии Бухары..., с. 150-151.

17. О тождестве Ворот Мах, Ворот Базара и Ворот Аттаран подробно см.: Сухарева О. А. К истории городов..., с. 17-20.

18. Е. А. Давидович одним из названий Ворот Аттаран считает «Ворота Шахристана» (см.: Давидович Е. А. Дискуссионные вопросы..., с. 105). Некоторые же исследователи (И. И. Умняков, М. Ю. Саиджанов) относят это название к «неизвестным» восточным воротам. По предположению М. Ю. Саиджанова, «Ворота Шахристан» тождественны Воротам Аб (Дарваза-йи Аб) и были размещены на пути, ведшем от улицы Калабад к Заргаран (см.: Саиджонов М. Ю. Бухоро шавди ва эски бинолари, с. 32).

19. ЦГА УзССР, ф. И-323, оп. 1, д. 1292/16. Сведения о квартале Базар-и Абришум в литературе и письменных памятниках нам пока не известны.

20. Сухарева О. А. Квартальная община..., с. 168 (схема).

21. Сухарева О. А. К истории городов..., с. 22. На возможность совпадения южных границ старого хисара со стенами шахристана указывает и Е. А. Давидович (см.: Давидович Е. А. К датировке мечети Ходжа Зайнеддина в Бухаре, с. 29).

22. ЦГА УзССР, ф. И-323, оп. 1, д. 131; Сухарева О. А. Квартальная община..., с. 194.

23. ЦГА УзССР, ф. И-323, оп. 1, д. 131.

24. Б. Н. Засыпкин датирует постройку мечети Магак-и Курпа 1636-1637 гг. (см.: Засыпкин Б. Н. Краткие сведения о мечети Магоки-Курпа в Бухаре. Ркп. ЦГА УзССР, ф. Р-2406, оп. 1, д. 246, л. 1).

25. Подробно о мечети Магак-и Аттари см.: Шишкин В. А. Мечеть Магоки Аттори в Бухаре. — Труды Института истории и археологии АН УзССР, вып. 1, Ташкент, 1948.

26. По поводу списков «Та’рихи Бухара» М. Наршахи с указанными разночтениями в названии Ворот Кухандиз см.: Абу Бакр Мухаммад ибн Жаъфар Наршахий. Бухоро тарихи. Форс-тожик тилидан таржима филология фанлар кандидата А. Расулевники. Тошкент, 1966, с. 103, прим. 5.

27. Саиджонов М. Ю. Бухоро шаэфи ва эски бинолари, с. 33.

28. Давидович Е. А. Дискуссионные вопросы..., с. 104.

29. Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия, с. 151.

30. Саиджонов М. Ю. Бухоро шахри ва эски бинолари, с. 33.

31. Сухарева О. А. К истории городов..., с. 23.

32. Арса — земельный участок, на котором располагались различные постройки, насаждения и др.

33. ЦГА УзССР, ф. И-323, оп. 1, д. 2.

34. Там же, д. 1292/5.

35. Ремпель Л. И. Далекое и близкое..., с. 115 (карта-схема).

36. Саиджонов М. Ю. Бухоро шахри ва эски бинолари, с. 33.

37. Наршахи М. История Бухары. Пер. Н. Лыкошина. Ташкент, 1897, с. 68; Абу Бакр Мухаммад ибн Жаъфар Наршахий. Бухоро тарихи, с. 50; Description topographique et historique de Boukhara par Mohammed Narshakhy. Ed. Ch. Schefer. Paris, 1892, p. 50.

(пер. Г. А. Джураевой)
Текст воспроизведен по изданию: Новые данные о воротах шахристана Бухары. (По материалам вакфных грамот) // Общественные науки в Узбекистане, № 11. 1983

© текст - Джураева Г. А. 1983
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© OCR - Станкевич К. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Общественные науки в Узбекистане. 1983