ЦЕННЫЙ ИСТОЧНИК ПО АГРАРНЫМ ОТНОШЕНИЯМ В БУХАРЕ XVI ВЕКА
Как известно, в социально-экономической, политической и духовной жизни Бухарского ханства XIV–XVII вв. большую роль играли джуйбарские ходжи, выступавшие руководителями религиозно-дервишского ордена Накшбендиев и занимавшие высокий духовный пост шейхулислама. Пользуясь своим огромным влиянием, они накопили колоссальное для того времени состояние, включая плодородные земли и чарбаги, ремесленные мастерские и торговые лавки, караван-сараи и сардаба, бани и др., расположенные во многих пунктах Мавераннахра и Хорасана.
Одним из важнейших источников этих богатств были щедрые пожалования и пожертвования ханов, султанов, считавших джуйбарских ходжей своими духовными наставниками.
В Институте востоковедения АН УзССР хранится рукопись «Раузат ар-ризван» Бадриддина Кашмири (составлена в 1590 г. 1), где представлены копии более 50 писем и ферманов Шейбанидов, содержащих много сведений о подобных пожалованиях. Здесь мы приведем три такие жалованные грамоты, данные ходжа Саъду Абдаллах-ханом II (991/1583–1006/1598), Абд ал-Куддус султаном, братом Абдаллах-хана, правителем Ташкента в 1584–1598 гг. 2
Один из документов гласит:
/314б/ Он, щедрый!
Абу-л-Гази Абдаллах бахадур, наше слово.
/315а/ Всякие удачи, кои сопутствовали за все это время этому халифостепенному дому, достигнуты благодаря благим намерениям и поддержке их святости. Поэтому, в знак признательности этой особы и щедрой милости, все его мнения и соображения будем считать для себя законом. Цель теперь состоит в том, что и настоящее время стало известно, что деревни, каналы и земли, находящиеся в области Мерв- и Шахиджехан и относящиеся к [категории] мульк и суюргал 3, по наследству принадлежат высокостепенному, убежищу святости... предводителю стоящих на пути подлинной веры, отпрыску великих святых, квинтэссенции благочестия и благородства, месту возвращения мудрых... /315б/ ходжа Калан-ходже. Так как [наши] ясные помыслы обращены на заботливое отношение к землям [и имуществу] его святости, повелеваем: считая эти деревни, каналы и земли мульковым и суюргальным владением его святости, пусть не причиняют ему беспокойства относительно мал-у джихат 4, мукаррари 5, ихраджат 6, мирабана 7, ках 8, тарх 9, сабун (сабан) 10 и других налогов и повинностей; пусть другие что-либо [у него] не требуют и не переселяют его народ в другие места. [61]
Калантарам и кедхуда упомянутой области повелеваем руководствоваться этим указанием и самовольно ничего не предпринимать. Пусть не требуют [с него] потанабный налог из сухополий (йабисат) его святости и, признав его мульк наследственным, считают его дарубастом; не производят новый обмер, не требуют от него что-либо еще и, помня обязательным и необходимым проявлять заботу /316а/ по отношению его мулязимов, не оступится от [установленного] правила и, следуя за каждым словом сей высокой царской грамоты, руководствуются им; каждый год пусть не требуют обновления указа и не уклоняются от возложенных на них обязанностей.
Составлен в месяце раби II 980 (август 1572) года.
Во втором документе говорится:
/316а/ Он, щедрый!
Абу-л-Гази Абдаллах бахадур, наше слово.
Да знает опора государства Ахмад Али аталык, что мы уполномочиваем его на завершение строительства канала его преосвященства... полюса полюсов ходжа Калан-ходжи, да продлится его благоденствие, на реке Вахш. Мы повелели мобилизовать на эту работу 10000 рабочих (мардикар) из области Хисар, и попечение над ним поручается ему [и] пусть отправится к слугам его преосвященства и исполнит все поручения его преосвященства, проявит твердость и не допустит упущений в этом деле.
Составлен в месяце раби II 999 (февраль 1591) года.
Третий документ гласит:
/304б/ Он, щедрый!
Абу-л-Фатх Абд ал-Куддус бахадур, наше слово.
Да будет ведомо великим эмирам, компетентным визирам, столпам государства, вельможным людям и всем жителям вилаета Ташкента, да сохранит его Аллах от несчастий и бедствий, что в настоящее время, оказав милость, жалуем 250 джуфт-и ray 11 /305а/ заброшенных земель с арыком, выведенным из речки Зах 12, благородному и высокостепенному [ишану], сущности святых, потомку благочестивых, полюсу ступени [на пути соединения человека с Аллахом], центру круга тариката 13, опоре ислама и мусульман, властелину мудрых, доказательству доискивающихся истины, господину, устроителю [дел] народа и веры, его святости ходжа [Саъду], да будет вечным его благословение, чтобы он засеял или же обрабатывал его с помощью каранда 14 и получал бы из него урожай.
Признав все эти сухополья (йабисат), имения и прочие [состояния] дарубастом его святости, пусть не причиняют его святости беспокойства по поводу мал-у джихат, аваризат 15 и никоим образом не вмешиваются (в его дела], не требуют от него людей на хашар 16 и другие работы (мардикар). Мирабы также не требуют [у них] плату за использование воды (хакки оба) и по этому поводу не спорят и не [62] нарушают сей высочайший указ, каждый год не требуют нового указа (нишан) и царского повеления и как только дойдет сей высокий указ, пусть им руководствуются.
Составлен в почитаемом месяце раджаб 991 (21 июля–19 августа 1583) года.
Такого рода документов (писем, прошений, ярлыков) в «Раузат ар-ризван» много. Они не только свидетельствуют о могуществе и огромном влиянии джуббарских шейхов на социально-экономическую и общественно-политическую жизнь Средней Азии второй половины XVI в., но и требуют специального исследования как ценные источники по истории аграрных отношений в Бухарском ханстве указанного периода (формы землевладения, виды налогов, податей, повинностей и т. д.).
И. Саидахмедов
Комментарии
1. Раузат ар-ризван ва хадикат ал-гилман, ркп. ИВ АН УзССР, инв. № 2094. См. о нем: СВР АН УзССР. Т. I. Ташкент, 1952, с. 67; Абдураимов М. А. О малоизвестном источнике по истории аграрных отношений в Средней Азии XVI в. — Народы Азии и Африки, 1968, № 3, с. 121–127.
2. Абдаллах-наме, ркп. ИВ АН УзССР, инв. Ns 2207, л. 328а; ркп. ЛО ИВ АН СССР, инв. № Д-88, л. 452а–452б.
3. Мульк — частное владение; суюргал — условное земельное пожалование за заслуги перед государством.
4. Мал-у джихат — поземельная подать, взимавшаяся натурой и деньгами (см.: Абдураимов М. А. Очерки аграрных отношений в Бухарском ханстве в XVI — первой половине XIX в. Т. 2. Ташкент, 1970, с. 162–163).
5. Мукаррари — прямые налоги (см.: Семенов А. А. Очерк поземельно-податного и налогового устройства бывшего Бухарского ханства. — Труды САГУ, сер. II, вып. I, Ташкент, 1929, с. 29).
6. Ихраджат — сборы, взимавшиеся с населения для покрытия издержек по содержанию государственного аппарата (Абдуранмов М. А. Очерки... т. 2, с. 168).
7. Мирабана — натуральный сбор в пользу мираба — лица, контролировавшего порядок орошения и водоснабжения.
8. Ках — фуражная повинность, заготовка соломы и сена для нужд войск.
9. Тарх — принудительная покупка населением из казенных кладовых зерна и прочего товара по завышенным ценам и продажа крестьянами продуктов казне по заниженным ценам (Али-заде А. А. К истории феодальных отношений в Азербайджане. Баку, 1949, с. 109-113).
10. Сабун (сабан) — принудительная мобилизация крестьян для работы на господских полях во время пахоты (Махмуд Кашгари, Девану лугат ат-тюрк. Т. I. Ташкент, 1960, с. 382).
11. Джуфт-и ray — плужный участок, равный 50 танабам, или 8-9 га (см.: Иванов П. П. Хозяйство джуйбарских шейхов. К истории землевладения в Средней Азии в XVI–XVII вв. М.-Л., 1954, с. 52, прим. 1).
12. Зах-арык (Зал-арык) — канал, выведенный в древности из Чирчика в местности Парвиз-и шахиджехан, в 4-5 фарсахах к востоку от Ташкента, и впадавший через Сарагач в Сырдарью. Вода его использовалась для орошения земель в окрестностях Ташкента (см.: Буряков Ю. Ф. Историческая топография древних городов Ташкентского оазиса. Ташкент, 1975, с. 76-79; Дадабаев В. Зах арик — бахт ариги. — Мехнат ва турмуш, 1973, № 1, с. 20–21).
13. Тарикат — метод, образ действий; путь совершенствования у суфиев (см.: Бертельс Е. Э. Суфизм и суфийская литература. — Избранные труды, М., 1965, с. 32, 35-36, 38, 39, 60, 75 и др.).
14. Каранда — наемный рабочий, обрабатывавший чужую землю на определенных условиях.
15. Аваризат — налоги, взимавшиеся для покрытия чрезвычайных расходов, связанных с войной, торжествами и т. д. (Абдураимов М. А. Очерки..., т. 2, с. 200).
16. Хашар — в данном случае — форма массового привлечения населения к строительству дворцов, ремонту дорог и крепостей, рытью каналов у ханов, султанов и прочих феодалов (см.: Абдураимов М. А. Очерки..., т. 2, с. 191–192; Ахмедов Б. А. История Балха (XVI — первая половина XVIII вв.). Ташкент, 1982, с. 145.
Текст воспроизведен по изданию: Ценный источник по аграрным отношениям в Бухаре XVI века // Общественные науки в Узбекистане, № 6. 1984
© текст -
Саидахмедов И. 1984
© сетевая версия - Тhietmar. 2021
© OCR - Андреев-Попович И. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Общественные науки в
Узбекистане. 1984